Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотоблок луч мб 1

Обзор модельного ряда мотоблоков Луч. Характеристики популярных моделей, видео работы и ремонта

Содержание

Ранее мотоблоки Луч производились на ОАО «Пермские моторы». В конце 90-х он был включен в Пермский моторостроительный комплекс. В это же объединение входит и ЗАО «Каскад ПМ».

Всего в модельном ряду Луч представлено несколько модификаций. Давайте ознакомимся с каждым из них более детально.

Мотоблоки Луч завоевали большую популярность благодаря низкой цене и среднему качеству. Просты, надежны и практичны. Они не имеют ничего лишнего, но в то же время располагают всем необходимым.

Модельный ряд

Луч МБ 1

Эта машина является наиболее популярной и применяется на небольших садовых участках и болотной местности. Выпускается луч МБ 1 и по сей день.

Больше всего моделей было выпущено с двигателем Кадви 168F-2A. Но кроме них также можно встретить моторы Lifan и Subaru.

Двигатель Kadvi имеет мощность в 5 лошадиных сил.

Отличительной чертой этого мотора является неприхотливость к топливу. Можно применять как АИ-92, так и А-76.

Средний расход горючего мотоблоком Луч МБ-1 составляет 2 л в час. Эта модель проста в управлении и обиходе.

Технические характеристики

Мощность двигателя, (кВт/л.с.)3,7/5
Ширина захвата, мм725-1200
Глубина вспашки,мм310
Трансмиссиячервячно-зубчатая
Коробка передач2 вперед /1 назад
Тип двигателя/топливо4T/Бензин
Объем двигателя, (см3)270
Объем топливного бака, (л)3,6
Скорость движения на ходовых колесах, км/час5-9
Вес100кг

Луч МБ 5040

Эта модель является усовершенствованной моделью МБ 1.

Проявляется это в форме бензобака. В этом устройстве он имеет квадратную форму и располагается ближе к двигателю.

Луч МБ 2 и МБ 5141

Эти модели не набрали большой популярности, поэтому, найти их можно в единичном количестве, чаще всего бу.

Поскольку выпущены они были достаточно давно, в основном их состояние оставляет желать лучшего.

Навесное оборудование

Мотоблоки Луч завоевали большую популярность благодаря надежности конструкции и большому выбору навесного оборудования к ним.

Давайте рассмотрим каждый вид навески более подробно.

Фрезы

Это навесное оборудование идет в комплекте с мотоблоком Луч МБ 1. Также к ним поставляются удлинители осей.

Фрезы служат для переворачивания верхнего плодородного слоя земли с целью увеличения плодородности грунта.

Бывает два вида фрез: саблевидные и «гусиные лапки».

Саблевидные фрезы собираются при помощи болтов. И имеют вид сабли. Эта модель навески применялась с давних пор.

Более новым и усовершенствованной моделью фрезы являются «гусиные лапки».

Они представляют собой ось, к которой приварены стальные прутья. На их концах установлены металлические пластины в виде буквы V.

Эти фрезы более тщательно обрабатывают почву, но при этом менее практичные.

Если случайно наехать на большой камень, то лапка обломится, и ее придется повторно приваривать.

Это навесное оборудование к мотоблоку Луч 1 самое универсальное и выполняет ту же функцию, что и фрезы.

Обычные плуги подбирают нижний пласт земли и переворачивают его на поверхность.

Оборотные плуги не просто отбрасывают слой грунта на поверхность. Они имеют особую форму лемеха, который изначально несколько раз переворачивает грунт, разбивает груды почвы и только потом отбрасывает в сторону.

Эта конструкция более удачная и находит широкое применение совместно с мотоблоками Луч 1.

Косилки

Произвести заготовку сена на зиму поможет мотоблок Луч 1 с роторной косилкой.

Она может с легкостью справится с травой и небольшими кустарниками. Роторная косилка производит срез сорняков при помощи вращающихся ножей, которые при вращении распрямляются и скашивают траву.

Плюсом роторных косилок считается то, что они при столкновении с твердым предметом не ломаются сразу же, а разворачиваются внутрь. Если нож затупился, его можно заточить.

Но не стоит этим злоупотреблять, рекомендуется затачивать ножи не более 3-х раз. Потом их необходимо заменить.

Картофелекопалка и картофелесажалка

Сельскохозяйственные работы, которые связаны с картофелем, требуют больших физических затрат. С этим поможет справиться мотоблок Луч МБ 1 вместе со специальным навесным оборудованием.

Картофелесажалка служит для посадки корнеплодов в землю. Чаще всего ее конструкция имеет следующее строение: спереди картофелесажалки стоит плуг (делающий яму для картофеля), затем транспортная лента через равный промежуток времени высаживает овощи в землю, потом два окучника все это зарывают.

Когда картошка созрела, ее необходимо достать с земли. Здесь выручит мотоблок Луч МБ 1 вместе с картофелекопалкой.

Наибольшим спросом пользуются грохотные варианты. Спереди этой картофелекопалки установлен активный нож, подрезающий пласт земли вместе с плодами.

Потом она попадает на грохот, который вибрирует и разбивает большие глыбы почвы, оставляя на поверхности только плоды картофеля.

В качестве картофелекопалки может выступить обычный плуг. Но у него есть один минус. Плуг режет большое количество картошки.

Снегоуборщик и отвал-лопата

В зимнее время мотоблок Луч может помочь в уборке снега при помощи снегоуборщиков.

Они состоят из активного ножа (он подрезает нижний плотный пласт снега), ротора (он вращается, и придает снегу скорости и направляет его дальше) и желоба (придает снегу направление выброса).

Дальность выброса снегоуборщика составляет около 7 метров. Корректировки вносит направление ветра.

Нельзя допускать попадание твердых предметов на шкив снегоуборщика, поскольку при попадании на ротор он раскрутится и вылетит значительно дальше.

Этот предмет может нанести вред здоровью человека или имуществу.

Если стоимость снегоуборщика кажется слишком большой, то снег убрать можно при помощи обычной отвал лопаты. Обычно она служит для выравнивания песчано-гравийных смесей. Однако, отвал лопата может справиться и с уборкой снега.

Адаптер

Основная проблема при эксплуатации мотоблока Луч является большая физическая нагрузка на владельца, поскольку приходится передвигаться за устройством стоя.

При длительной эксплуатации наступает усталость. Чтобы облегчить этот момент применяются специальные адаптеры.

Они представляют собой тележку с установленным сиденьем. Внизу установлена подножка для ног и ручной тормоз.

Адаптеры позволяют проводить управление мотоблоком сидя.

Прицепы

Для перевозки грузов на расстояние можно применять телегу совместно с мотоблоком Луч. На прицепах чаще всего откидывается задний борт, которые облегчает погрузочно-разгрузочные работы.

Спереди на телеге установлено сиденье.

Колеса и грунтозацепы

Мотоблоки Луч имеют высокие пневматические шины с широким протектором. Благодаря им устройство может работать с самыми тяжелыми почвами.

Если сцепление с поверхностью недостаточное, то шины можно заменить на грунтозацепы. Они представляют собой металлический обод, к которому приварены стальные пластины.

Во время передвижения мотоблока Луч МБ 1 грунтозацепы входят в землю и тем самым позволяют устройству передвигаться даже на влажной глинистой почве или при производить транспортировку грузов в гору.

Гусеницы

В зимний период времени резиновые колеса и грунтозацепы не всегда могут передвигаться по твердому пласту снегу. В этом случае можно установить гусеницы.

Они увеличивают площадь соприкосновения устройства с поверхностью, тем самым улучшая ходовые свойства мотоблока.

Утяжелители и сцепка

Небольшой вес мотоблока Луч 1 можно компенсировать установкой дополнительного веса. Обычно, в этом помогает утяжелитель.

Заводские модели производятся в виде блинов, которые вешаются на колесную ось. Чаще всего утяжелители применяются при фрезеровании или пахоте целинных земель.

Навесное оборудование подсоединяется к мотоблоку Луч при помощи сцепки. Эта машина имеет универсальную сцепку, что позволяет работать практически с любой навеской.

Обслуживание и эксплуатация

Этот документ должен обязательно изучаться владельцами перед началом проведения работ. Инструкция по эксплуатации помогает понять деталировку мотоблока Луч, расположение его запчастей и правила проведения технических работ.

Чтобы устройство работало правильно, за ним необходимо ухаживать.

  • Следует проводить регулярную замену масла в соответствии с руководством по эксплуатации.
  • В двигатель рекомендуется лить масла М-10Г2к или М-10В2. Объем картера рассчитан на разовый залив 1 л. смазочного материала.
  • Замена моторного масла должна происходить в соответствии с руководством по эксплуатации.
  • В трансмиссию рекомендуется лить масла ТАД-17и или ТАП-15в.
  • Если вовремя не производить замену трансмиссионного масла, то будет издаваться большой стук из редуктора и его чрезмерный перегрев.
  • Рычаги управления необходимо смазывать Литолом-24 или Солидолом.

Первый пуск

Чтобы мотоблок Луч прослужил как можно дольше необходимо произвести правильное начало эксплуатации.

  • Если Вы купили машину с завода, то обязательно залейте моторное и трансмиссионное масло, а также бензин.
  • Нельзя сразу же приступать к полноценной эксплуатации оборудования. Сначала должна провестись обкатка. Она должна длиться около 5-7 часов. Во время обкатки детали устройства смазываются, притираются друг к другу и надежно становятся в пазы. Рекомендованная нагрузка на двигатель не должна превышать половину максимальной мощности.
  • Благодаря обкатке продлевается время работы устройства без поломок.

Основные неисправности

Отличительной особенностью мотоблоков Луч является ремонтопригодность и простота сборки.

Поэтому каждый владелец этого устройства должен знать причины основных неполадок и пути их ремонта.

Причины того, что мотор не запускается:

  1. Свеча зажигания не дает искру (проверьте ее состояние и соединительные провода);
  2. Приоткрылась воздушная заслонка;
  3. Уровень масла упал ниже минимальной отметки;
  4. Грязный или низкокачественный бензин;
  5. Бензин не поступает в карбюратор (следует проверить всю топливную систему).


Причины того что двигатель не выдает стабильную работу, периодически глохнет или выдает малую мощность:

  1. Заканчивается бензин в баке;
  2. В воздушный фильтр попала грязь;
  3. В топливный бак поступило большое количество пыли;
  4. Поршневые кольца пришли в негодность.

Причины чрезмерной вибрации от мотоблока Луч:

  1. Расшатались болтовые соединения;
  2. Навесное оборудование зафиксировано не полностью;
  3. Ослабился ремень натяжения.

Слабым местом мотоблока Луч является ременная передача. Она часто перетирается и выходит из строя.

Поэтому следует всегда иметь под рукой несколько запасных ремней на случай поломки. Перед покупкой ремня обязательно определите его правильный размер.

Видеообзор

Ниже представлен видео обзор мотоблока Луч:

Вот видео, как происходит культивирование почвы мотоблоком Луч:

Поскольку многие мотоблоки Луч производились еще в советское время, многим пригодится видео касательно его реставрации:

Отзывы владельцев

Вот что говорят о мотоблоках Луч их владельцы:
Аркадий:
«Достался мне мотоблок от отца. Старенький, но еще пашет. Сейчас видел более новые модели, но для меня и этот хорош. Плуг тянет хорошо, фрезы вращает без проблем, тележку тянет, но с трудом.
Плюсы: Ремонтопригодность
Минусы: За пятнадцать лет эксплуатации перебрали, наверное, его полностью, от изначальной модели осталась только рама. Но за такую цену и столько времени ожидать другого не стоит»

Мотоблоки «Луч»: характеристики и особенности эксплуатации

Обработка земли может оказаться эффективной лишь при употреблении подходящих инструментов. Один из них — как раз мотоблок «Луч». Но применять их надо осмысленно и грамотно, максимально четко.

Особенности

Мотоблок «Луч», как и многие другие отечественные машины последних десятилетий, стал результатом конверсии. Его начали делать на мощностях ОАО «Пермские моторы», ранее занимавшегося исключительно поставками вертолетных двигателей. Потребители отмечают, что эти устройства:

  • стоят относительно недорого и собраны как следует;
  • могут эксплуатироваться в любое время года;
  • спокойно работают на всех марках бензина, даже на АИ-76;
  • комплектуются тем же навесным оборудованием, которое применяют для иных российских мотоблоков;
  • крайне редко создают проблемы владельцам (только изредка встречаются упоминания о неудобстве и ненадежности отдельных экземпляров).

Рассмотрим подробнее, как именно устроен мотоблок любой модели, независимо от размеров. Схема зажигания подразумевает использование специальных инициирующих свечей. Кроме них, в систему входят:

  • преобразователь;
  • статор;
  • башмак магнитный;
  • кнопка для отключения.

Прочие компоненты полезно рассмотреть на примере модели «МБ-1». Эта версия, выпущенная еще в 1980-е годы, очень проста по своей технической структуре. Но подобную простоту можно даже считать достоинством. Сцепление, передающее вырабатываемую двигателем энергию на редуктор, выполнено на основе пары ремней. А также в сцеплении есть:

  • ведущий, передний и задний шкивы;
  • редукторный шкив;
  • тяги;
  • передние и задние рычаги;
  • специальные пружины.

Редукторный узел меняет передаточное соотношение, одновременно передавая энергию вращения на колеса и рабочие инструменты. В модели «МБ-1» предусмотрен цепной редуктор, в который, кроме цепей, входят:

  • корпус (собранный из симметричных половинок);
  • переключающий вал и ручка для его управления;
  • вал вывода усилия;
  • три блока звездочек.

Рулевой механизм, благодаря функции регулировки по высоте, легко подстраивается под конкретных пользователей. Правая часть руля дополняется рычагом, при помощи которого управляют мотором. Этот рычаг через специальный трос воздействует на заслонку дросселя. А вот слева на руле поставлен рычаг переднего хода, соединенный с одноименным шкивом. Чуть ниже — рычаг заднего хода.

Трансмиссия способна действовать на паре передних и паре задних передач. Важнейшим элементом ходовой части являются колеса; они могут быть и надувными, и сделанными из цельной резины.

Внимание: тем фермерам, которые хотят добиться наивысшего эффекта от техники, стоит менять резиновые движители на стальные, дополненные грунтозацепами. Мотор на мотоблоке этой модели относится к типу ДМ-1. Подача смеси горючего и воздуха в единственный цилиндр происходит после подготовки его в карбюраторе.

Модельный ряд

Уже разобранная версия «МБ-1» продолжает выпускаться и сейчас, но с импортным мотором мощностью 5 л. с. Более совершенный вариант — «Луч МБ 5040». Эта модель запускается гораздо легче, а ставящиеся на нее моторы допускают принудительную смазку. Мощность по сравнению с предшественником не изменилась. Что касается модификации 5141, то она оказалась крайне неудачной, невостребованной, и выпуск мотоблоков такой модели давно остановлен.

Навесное оборудование

«Лучи» пользуются популярностью прежде всего потому, что они позволяют применять широкий спектр навесных устройств, в том числе подходящие для другой сельхозтехники. Чаще всего в комплект входят серповидные фрезы. Собирать и устанавливать их нужно в перчатках. До начала работы знатоки советуют проверить, правильно ли все закреплено. Подробные и актуальные сведения всегда можно почерпнуть из инструкции к конкретному устройству.

Мощность мотоблоков «Луч» позволяет уверенно использовать их для перемещения:

Из телег лучше всего подходят ТМ-300 и ТМ-500. Совместимых адаптеров и прицепов создано гораздо больше. Важно: в момент обкатки недопустима эксплуатация под нагрузкой. Все части устройства должны сначала адаптироваться к работе в нормальном режиме, сами по себе. К мотоблокам «Луч» можно присоединять косилки любых типов как роторного, так и сегментного исполнения.

Как показывает практика, использование грунтозацепов для распашки земли резко повышает эффективность мотоблоков. В зависимости от выбора потребителя зацепы бывают стальными или сделанными из плотных марок резины. Первый вариант лучше подходит для работы на максимально плотной и грубой земле. Разница между грунтозацепами связана с их диаметром. При выборе его лучше ориентироваться на величину колес мотоблока.

Редкий фермер эксплуатирует мототехнику без плуга. Но в любом случае этот инструмент придется закреплять правильно. Судя по опыту земледельцев, только сошник позволяет отрегулировать заглубление лемеха в землю оптимальным образом. Для уборки снега можно применять либо снегоуборщик, либо лопату. С «Лучом» сочетаются и шнековые снегоуборщики, и отвалы различных видов (шириной от 80 до 100 см).

На личных подсобных участках для посадки и уборки картофеля, других корнеплодов можно применять все существующие картофелекопатели и картофелесажалки как российского, так и импортного производства. Мотоблок позволяет закреплять такие аксессуары и на жесткую сцепку, и при помощи болтов. Остальную технику можно приобретать по своему усмотрению. Допускается использование:

  • утяжеляющих устройств;
  • гусеничных блоков;
  • специальных сцепок (в том числе бывших в употреблении).

Тонкости эксплуатации

Вне зависимости от того, какая именно модификация мотоблока «Луч» досталась фермерам, надо тщательно читать инструкцию. Именно она расскажет максимально точно обо всех нюансах конструкции и обращения с ней. Можно заливать бензин всех марок в диапазоне Аи-76 — Аи-95. Что касается смены смазочного масла, она должна производиться через каждые 50-100 моточасов. Точное время определяют индивидуально, ориентируясь на то, насколько велика загрузка.

При первом запуске надо обязательно наполнить бензобак; конечно, мотоблок должен быть собран полностью. Время обкатки составляет до 20 часов. К концу ее редуктор и мотор приспособятся к обычной нагрузке. До того как выставить зажигание, требуется обязательно проверить свечи. Именно из-за них часто возникают проблемы и отказы.

Специалисты рекомендуют всегда держать наготове резервную свечу. При необходимости очищают свечки от нагара; но как при установке новых устройств, так и при очистке старых требуется тщательно выставлять зазор. Он должен составлять не менее 0,1 и не более 0,15 мм. При вводе нового мотоблока в эксплуатацию обязательно надо провести регулировку карбюратора. Ее проводят также и при возникновении сбоев, и при установке новой запчасти.

Прежде всего заворачивают до упора винты на жиклерах. Делать это надо осторожнее. Далее их откручивают обратно на 1¼ оборота. Когда это сделано, запускают мотор, прогревают его 20 минут. При выходе на рабочую температуру переводят заслонку дросселя на минимум.

Винтом назначают самое меньшее из устойчивых значение числа холостых оборотов. Потом отыскивают наибольшее устойчивое значение. Вновь повторяют эти шаги, чтобы гарантировать стабильность работы устройства. Чтобы перенести мотоблок, надо обязательно выключить мотор. При работающем двигателе очень легко повредить те или иные части аппарата.

Для нормального переднего хода нужно надеть ремни формата А-1213. Эти ремни подойдут также для «Оки» и «Каскада». В ряде случаев, чтобы приводные ремни передавали необходимый импульс, нужно усилить редуктор. Важно: при переборке двигателя необходимость снять маховик возникает не всегда. Это требуется только при замене:

Технические характеристики

В техническом паспорте на мотоблоки «Луч» сообщается, что их длина составляет 150 см при ширине 60 и высоте 100 см. Масса конструкции достигает 100 кг. Устройство может ехать на скоростях 3,6-9 км/ч. Ширина колеи мотоблока равна 59 см, а клиренс — 33 см. «Лучи» способны взбираться на склон продольным наклоном 20 градусов. Для поперечного склона критическим значением являются 24 градуса.

Мотоблок имеет 2 передних и 2 задних передачи.

Важно: работающие должны обязательно носить беруши. Ведь громкость звука достигает 92 дБ. Культиватор для мотоблока имеет ширину от 72 до 113 см. Его диаметр составляет 36 см.

Основные неисправности

Обслуживание мотоблоков «Луч» довольно просто; именно поэтому владельцам надо знать, как правильно выявлять причины проблем и устранять недостатки. Если блок не заводится, можно предполагать:

  • пропала искра (надо обследовать свечу и провода, аккумулятор);
  • приоткрыта заслонка для доступа воздуха;
  • израсходовано слишком много масла;
  • залит засоренный или некачественный бензин;
  • произошел сбой в системе подачи топлива.

Бывает так, что двигатель вроде бы работает, но недостаточно стабильно или с малой мощностью. Обычно это связано с исчерпанием запасов топлива в баке. Но также можно предполагать, что воздушный фильтр засорен, или что в бак попало много пыли, или что повреждены (изношены) топливные кольца. В норме «Луч» не должен сильно вибрировать. Если это все же происходит, надо проверять болтовые соединения, сцепку (фиксацию) навесного оборудования.

Использовать для замены запчасти китайского производства не рекомендуется. Желательно применять оригинальные детали, в том числе подшипники главного вала. Исключение составляют только ремни, поскольку их параметры унифицированы. Но обязательно нужно измерять размеры со всей тщательностью. Если ремонт и обслуживание выполняются по всем правилам, проблемы возникать не должны.

Как вспахать землю мотоблоком «Луч», вы узнаете из видео ниже.

Технические характеристики мотоблока Луч МБ 1

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

В настоящее время спецтехника используется повсеместно. Особенно ее присутствие необходимо в аграрном и сельскохозяйственном производстве. Здесь различные модели приобретаются как частными садоводами, так и коммерческими организациями. Наибольшей востребованностью пользуются мотоблоки, которые позволяют в полной мере обрабатывать пашню. В данном случае требуется подробно рассмотреть мотоблок Луч, а также узнать некоторые нюансы про ремонт и отзывы владельцев (хозяев).

Описание мотоблока Луч МБ 1

Этот тип техники хорошо себя зарекомендовал в огородном, а также приусадебном хозяйстве. Выделяется среди общей массы данная модель следующими отличительными чертами:

  1. Надлежащее качество сборки агрегата.
  2. Длительный ресурс службы мотоблока.
  3. Установлен надежный двигатель для мотоблока марки Луч.
  4. Аппарат отличается от другой техники неприхотливостью.
  5. Внушительный запас пробега между техническим обслуживанием.
  6. Низкое потребление масла и топлива.
  7. Высокие показатели КПД, по сравнению со схожими моделями.
  8. Большой выбор навесного оборудования для культиватора.
  9. Простота в ремонте и обслуживании устройства.
  10. В продаже легко можно найти запасные детали на агрегат.

Все это делает данный вид спецтехники незаменимым и способным к конкуренции даже с современными моделями. Следует сразу отметить, что эта версия спецтранспорта получила целый ряд усовершенствованных модификаций.

В этом видео вы подробнее узнаете о мотоблоке Луч:

Важно! Несмотря на качество сборки, а также неприхотливость, для длительного ресурса службы техники марки Луч требуется регулярно осуществлять техническое обслуживание и подвергать замене расходные элементы.

Технические характеристики мотоблока Луч МБ 1

Описание мотокультиватора (мотоблока) Луч МБ 1 следует начать с рассмотрения технических характеристик. Для этого технического изделия характерны следующие функциональные особенности:

  • этот тип спецтехники обладает снаряженной массой в 100 килограмм;
  • максимальная скорость устройства достигает 9 километров в час;
  • данный аппарат отличается вполне небольшими габаритами;
  • длина, ширина и высота техники (1500×650×1150 миллиметров);
  • достаточно низкий просвет до дороги (всего 140 миллиметров);
  • рабочая колея составляет 570 миллиметров;
  • транспортная колея имеет размер 310 миллиметров;
  • на технику установлена стандартная трансмиссия с двумя передачами.

Коробка передач позволяет перемещаться на одной скорости вперед, а также на одной передаче назад. Следует отметить, что максимальной скорости для обработки закисшего грунта вполне достаточно.

Важно! Чтобы обеспечить длительный ресурс службы этого мотокультиватора, не рекомендуется эксплуатировать его постоянно на высоких оборотах и максимальной скорости, из-за этого значительно быстрее изнашиваются детали.

Какой двигатель используется для мотоблока Луч МБ 1

Эта модель мотоблока в разные времена оснащалась различными силовыми установками. Здесь монтировались двигатели от производителя Subaru, а также Lian-Long. Впоследствии отдавалось предпочтение более мощным силовым установкам Lifan. Также на мотоблок Луч МБ 1 в свое время ставились крупные моторы марки Vanguard.

Однако, несмотря на все это, самой удачной моделью стал мотор отечественного производства КАДВИ 168F-2А. На этой силовой установке в основном присутствуют запчасти от японского бренда Honda. В общем, можно сказать, что наиболее успешный двигатель – это гениальное совместное творение японских и российских инженеров. Отличительной чертой агрегата является верхнее расположение группы цилиндров.

Также для установки характерна высокая разгонная мощность. При всем при этом, двигатель этой марки потребляет не так много топлива, а также имеет внушительный ресурс службы.

Стоит отметить, что среди главных преимуществ мотора КАДВИ 168F 2A можно выделить привлекательный дизайн, сравнительно небольшой вес, а также низкий расход топлива и неприхотливость.

Инструкция по ремонту мотоблока Луч МБ 1

Мотоблок марки Луч МБ 1 хоть и является крайне надежным и неприхотливым, однако ему, как и любой другой установке, требуется своевременное обслуживание и ремонт. Рассмотрим основные рекомендации из руководства по эксплуатации мотоблока, которые позволяют продлить срок службы техники, а также поддерживать ее в постоянном рабочем ритме:

  • инструкция по работе с культиватором содержит советы по обязательной обкатке специальной техники;
  • сразу после покупки требуется проверить уровень расходных материалов, а также жидкостей для смазки;
  • как и на любом другом устройстве для обработки грунта, расходные материалы меняются по часам, а не километражу;
  • необходимо проводить как плановое ТО, так и комплексное техническое обслуживание мотоблока;
  • требуется менять детали только на оригинал либо качественный аналог, что существенно увеличивает ресурс работы;
  • не следует чрезмерно долго нагружать работой это устройство на завершающем этапе перед проведением технического обслуживания;
  • следует всегда следить за уровнем смазки во всех силовых элементах (трансмиссия, редуктор, а также двигатель).

Следует понимать, что спецтехника отличается специфичностью и не имеет чего-либо общего с обычными транспортными средствами. Именно поэтому сложные ремонтные работы лучше доверять специалистам. В процессе эксплуатации модели Луч МБ 1 следует использовать 92 бензин, а также изредка прочищать двигатель доливая топливо с большим октановым числом (95 бензин).

Важно! Периодичность проведения планового и комплексного технического обслуживания следует уточнять в соответствии с рекомендациями, которые присутствуют в руководстве к самому мотоблоку или силовой установке.

Отзывы про мотоблок Луч МБ 1

На сегодняшний день в сети Интернет можно встретить различные комментарии относительно любой спецтехники. Не обошли стороной положительные отзывы и эту модель. Рассмотрим ряд комментариев относительно модели Луч МБ 1:

  1. «Хорошее оборудование. Очень доволен, что в моей жизни появился именно этот аппарат. Несмотря на его возраст, это превосходная модель. Все работает, как и положено. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать устройство на любом автомобиле. Также следует отметить, что, на мой взгляд, это самая неприхотливая и надежная модель. Из минусов можно добавить только неудобное расположение рычага КПП».
  2. «Мотоблок МБ 1 – это замечательная техника. Раньше пользовался культиваторами иного производителя, однако решился приобрести этот аппарат. Сразу следует сказать, что о покупке не только не жалею, но крайне ею доволен. Порадовал длительный ресурс службы и неприхотливость. Бывает, забываешь сделать ТО, а устройство продолжает работать исправно. Раньше с подобным никогда не сталкивался. Из недостатков можно отметить только маленькую максимальную скорость, однако в процессе работы это несильно мешает».

Важно! Несмотря на отзывы других владельцев подобного транспорта, прежде чем приобретать рекомендованную технику, следует изучить ее характеристики, а также понять, подходит ли она для выполнения конкретной работы или нет.

Мотоблок «Луч» МБ-1: технические характеристики

Мотоблок «родом из СССР»

Мотоблоки старых марок, разработанные и выпускавшиеся в 80-х годах, к которым относится и «Луч МБ-1», отличаются максимально простотой конструкции и элементарностью всех инженерных решений. Эта, разумеется, весьма далёкая от идеала, лёгкая сельскохозяйственная техника ещё была изготовлена из очень крепкой и качественной стали. И отличается удивительной надёжностью и долговечностью (чего нельзя сказать о большинстве современных мотоблоков). «Луч МБ-1» – это устройство, на котором можно обрабатывать свой огород практически всю жизнь. При условии должного ухода, количество поломок и ремонтов сводится к минимуму.

О производителе и истории модели «Луч МБ-1»

Мотоблок «Луч МБ-1» находится в одной линейке с ещё несколькими модификациями такой техники, которые отличаются только названиями, но очень похожи как внешне, так и конструкцией всех деталей и узлов. И заводской индекс у всех одинаковый – «МБ-1» (есть ещё абсолютно идентичный вариант, отличающийся только формой топливного бака – «МБ-5040»).

Названия же для своей продукции выбирали предприятия-изготовители, многие из которых относились к военно-промышленному комплексу и авиационной промышленности. Предприятием-изготовителем мотоблока «Луч МБ-1» было Пермское производственное объединение «Моторостроитель» имени Свердлова (ныне – АО «ОДК «Пермские моторы»), производитель авиационных двигателей.

Восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века стали для этого завода временем, когда его продукция «спустилась с небес на землю». Линейка выпускаемой техники пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций.

А также, в свете всеобщей «моды на конверсию» – товарами народного потребления, среди которых с 1985-го года оказался и «Луч МБ-1». В прежние годы производить мотоблоки в Советском Союзе не было никакого смысла: на них отсутствовал спрос на рынке. Личные огороды вспахивались и культивировались колхозными тракторами, либо бесплатно, либо за умеренную плату. Бензина и дизтоплива в хозяйствах всегда было много, и стоили они сущие копейки. Годы разрушения прежней системы сельского хозяйства в масштабах всей страны – вторая половина 80-х и все 90-е годы – стали временем распространения производства и применения отечественных мотоблоков.

Основная продукция завода «Пермские моторы».

В настоящее время (точнее, уже с начала 2000-х годов) мотоблоки «Луч» и прочая непрофильная «мелкая» техника выведена из списков выпускаемой пермским заводом продукции: оно снова делает только турбореактивные авиационные двигатели и промышленные газотурбинные механизмы. Это также общероссийская тенденция: от производства мотоблоков отказались повсюду на подобных предприятиях.

Однако многие из реализованных ещё в прошлом веке мотоблоков «Луч МБ-1» не только находятся в работоспособном состоянии, но и отрабатывают сезон за сезоном без серьёзных поломок; переходят из рук в руки, считаются привычным помощником в хозяйстве семей из разных регионов России и СНГ. Далеко не каждый механизм способен продемонстрировать подобную долговечность в использовании.

Конструкция данной техники настолько универсальна, что аналоги мотоблока «Луч МБ-1» до сих пор производят китайцы, а также несколько предприятий в России, которые, под видом собственного производства, делают данные мотоблоки из тех же китайских деталей и комплектующих.

Краткое описание мотоблока, его предназначение и сфера применения

Мотоблок «Луч МБ-1» представляет собой компактный, сравнительно лёгкий агрегат для обработки почвы на приусадебных участках и огородах, а также для некоторых других сельскохозяйственных работ. Он максимально прост по конструкции и достаточно удобен в эксплуатации. Обслуживание и ремонт также не являются чем-то сложным, требующим специальных знаний или подготовки. Достаточно будет только прочитать руководство по эксплуатации. А запасные части доступны и стоят недорого.

Совместимость мотоблока с дополнительными навесными орудиями хорошая, но при их использовании с «МБ-1», разумеется, необходимо внимательно отнестись к указаниям, изложенным в руководстве по эксплуатации на каждое навесное орудие. Мощный и экономичный четырёхтактный двигатель позволяет использовать мотоблок в различных хозяйственных работах.

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»

Конструктивно данный мотоблок состоит из следующих основных частей: двигателя; механизма сцепления; редуктора; рукояток с органами управления; двух ошинованных колёс (либо четырёх культиваторов). О двигателе подробности – далее по тексту. механизм сцепления предназначен для передачи энергии крутящего момента коленчатого вала от двигателя к редуктору и состоит из двух ремней; шкива переднего хода; шкива заднего хода; ведущего шкива; шкива редуктора, тяг; рычагов переднего хода и заднего хода, и пружин.

Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи энергии вращения от шкива редуктора к колёсам и рабочему оборудованию. Редуктор цепной состоит из двух половин корпуса; цепей; вала переключения; ручки переключения; трёх блоков звездочек и выходного вала.

Органы управления, расположенные на рукоятках, используются для изменения режимов работы двигателя и направления движения мотоблока. Они состоят: собственно, из руля; рычага управления мотором; ручки переключения передач. Руль крепится четырьмя болтами к угольникам редуктора, и он снабжён регулировкой по высоте.

На правой ручке руля винтом крепится рычаг управления двигателем, который тросом через рычаг и пружину соединяется с дроссельной заслонкой регулятора. На левой ручке руля, сверху, установлен рычаг переднего хода, который через тягу, цепочку и пружину соединяется со шкивом переднего хода. А снизу, на этой же левой рукоятке, установлен рычаг заднего хода, который через цепочку, тягу и пружину соединён с рычагом, на котором установлен шкив заднего хода. Трансмиссия обеспечивает работу на 2-х передних и 2-х задних передачах.

Колёса на мотоблоках «Луч МБ-1» бывают как пневматические, так и из литой резины, размер – 4,00×10″. Наружная часть протектора, чаще всего, выполнена в виде традиционной «ёлочки», и при установке на мотоблок таких колёс их нужно ставить углами вперёд. А для получения наилучших результатов при пахоте, окучивании и выкапывании корнеплодов есть смысл заменить резиновые колёса на металлические, с грунтозацепами. Вместо колёс на выходной вал редуктора можно устанавливать культиватор.

Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть

Мотоблок укомплектован двигателем марки «ДМ-1». Это четырёхтактный одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор воздушного охлаждения, рабочим объёмом 316 кубических сантиметров, мощностью 3,7 кВт (5 лошадиных сил). Диаметр поршня – 76 мм; ход поршня – 70 мм. Система смазки двигателя – разбрызгиванием и в масляном картере; система зажигания – бесконтактная, электронная, со свечой «А17В» (AII-I ГОСТ 2043-75).

Запуск осуществляется встроенным ручным стартером. Направление вращения коленчатого вала – против часовой стрелки (вид со стороны шкива коленчатого вала). Допускаемый угол наклона двигателя – не более восьми градусов.

Стрелкой указан винт регулировки подачи топлива в карбюратор мотоблока «Луч МБ-1».

Современные китайские аналоги «МБ-1» комплектуются двигателями «Лифан», «Лианлонг», «Вангуард», «Бриггс энд Страттон». А также мотором «КАДВИ 168F-2A» («Калужский двигатель»), который производится в Калуге из иностранных комплектующих и по своим техническим характеристикам аналогичен «ДМ-1». Вообще, для своего времени «ДМ-1» был очень прогрессивным вариантом двигателя для компактной сельхозтехники. Многие мотоблоки тех лет комплектовались не четырёх-, а двухтактными моторами.

Замену масла в двигателе нужно производить через первые пять часов работы. Далее – через каждые 25-30 часов работы. Для мотора мотоблока «Луч МБ-1» подходит масло моторное автомобильное минеральное для карбюраторных двигателей. Замена масла в трансмиссии мотоблока производится через каждые 100 часов работы.

Трансмиссия у «Луча», как и у всех старых мотоблоков – червячно-зубчатая. Это самый простой вариант, но именно он наиболее надёжный и долговечный.

Сцепление на мотоблоке ручное, с приводными клиновыми ремнями. Передача и oт двигателя к редуктору (передний и задний ход), и от двигателя к навесным орудиям – клиноременная. Цепной понижающий редуктор: I передача – 1:17, II передача – 1:7.

Технические характеристики в цифрах

  • Масса мотоблока – 100 кг.
  • Скорость передвижения – от 3,6 до 9 км/час.
  • Габаритные размеры: длина – 1,5 м; ширина – 60 см; высота – 1,15 м.
  • Дорожный просвет – 140 мм.
  • Ширина рабочей колеи – 570 мм; транспортной колеи – 310 мм;
  • Минимальный радиус поворота – 1,1 м.
  • Тяговое усилие – не менее 100 кГс.
  • Ширина захвата культиватора техники – регулируемая, от 725 до 1200 мм; диаметр – 360 мм.
  • Среднее потребление топлива – от 1,5 до 2 литров бензина в час.
  • Объём топливного бака – 3,6 литра горючего.

Отзывы владельцев мотоблоков «Луч МБ-1»

Отзывы непосредственных пользователей советского мотоблока, в большинстве своём, сугубо положительные. Особенно импонирует людям его надёжность, неприхотливость, долговечность в использовании. Однако должного ухода данная техника требует.

Ничего сверхъестественного: следить за уровнем масла и не эксплуатировать мотоблок, если уровень масла в двигателе и редукторе меньше требуемого; не практиковать затяжную работу на максимальных оборотах и с максимальной нагрузкой; не нажимать одновременно рычаги переднего и заднего хода; не переключать передачи во время движения мотоблока, и тому подобное.

В смысле комфортности работы, мотоблок «Луч МБ-1», как и все аналогичные сельхозмашины его поколения, конечно, весьма далёк от идеала. Например, некоторые владельцы со временем поменяли глушитель на более тихий – изрядный шум во время работы действительно порядком мешает и «напрягает».

Есть положительный опыт использования мотоблока «Луч МБ-1» в качестве снегоуборщика, сенокосилки, транспортировщика грузов на тележке и даже приводного механизма для бура по рытью ям; кормодробилки.

Стоимость мотоблока «Луч МБ-1»

Новых мотоблоков данной марки на рынке нет: их перестали выпускать уже около двадцати лет назад. Существующие на данный момент аналоги, например, под названием «Ока МБ-1», и другие, китайского производства, стоят новые от 27 до 32-х тысяч рублей.

Подержанные мотоблоки «Луч МБ-1» пермского производства можно приобрести на вторичном рынке буквально по бросовой цене. Ведь все они имеют 20-35 летний возраст. за мотоблок данной марки в рабочем состоянии просят всего 5-10 тысяч рублей.

Встречаются даже предложения «отдать в хорошие руки в обмен на самовывоз» (но здесь уже, как правило, речь идёт о нерабочей технике, над которой надо ещё немало потрудиться, чтобы её «реанимировать».

Продажа по символической цене или даже дарение происходят чаще всего после того, как владельцы старого мотоблока (или уже их дети-внуки) приходят к выводу, что он напрасно уже ряд лет занимает место в гараже или сарае: работать им никто не собирается и вряд ли уже будет.

Оборотная сторона рекламного календарика мотоблока «Луч МБ-1».

«Луч МБ-1» стал одним из первых мотоблоков в истории нашей страны: его производство было налажено ещё тогда, когда даже слова такого ещё не было в русском языке. Он успешно прошёл серьёзную проверку временем: до сих пор его конструкция является основой для целого ряда современных мотоблоков китайского производства.