Мотоблок тяжелого класса
Рейтинг тяжелых мотоблоков и их модернизация своими руками
Автомеханик, специализируется на С/Х технике
Тяжелые мотоблоки предназначены для проведения сельскохозяйственных работ как на небольшом приусадебном участке, так и на значительных по размерам полях. Они бывают дизельными и бензиновыми, и применяются для:
- прополки;
- копки;
- посадки и уборки урожая;
- вспашки;
- перемещения предметов.
При использовании дополнительного оборудования к агрегату его функции и область применения сильно повышаются. Рассмотрим 10 лучших тяжелых мотоблоков, производящихся как в России, так и за рубежом.
Перед покупкой данного мотоблока нужно подробнее почитать о конкурентах
Как выбрать тяжелый мотоблок
Выбор тяжелого мотоблока нужно начать с двигателя. При подходящем бензиновом моторе самыми распространенными в этой категории являются следующие бренды:
- Honda GX;
- Briggs&Stratton;
- Subaru-Robin;
- Subaru;
- Lifan;
- Kipor.
Внимание! Если вы не располагаете значительными средствами, можно приобрести китайскую технику не очень известных фирм, в большинстве случаев они по своим характеристикам не уступают популярным моделям.
Когда предполагается обработка больших площадей, или грунт очень плотный, то лучше выбрать агрегат с двигателем, работающим на дизеле, так как высокий крутящий момент обеспечивается меньшим потреблением топлива. Основными марками, распространенными в России, являются недорогие мотоблоки фирм Lifan и Kipor.
В этом видео вы узнаете о том, как выбрать тяжелый мотоблок:
Выбрать моторную передачу у тяжелых машин не получится, она различается только у техники, относящейся к среднему классу.
По типу редукторов различают:
- Цепной. Наиболее недорогой и легкий в обслуживании. Но цепь чаще всего через некоторое время растягивается, и ее следует заменить.
- Червячный. Редуктор маленький по размеру, но достаточно прочен. Так как мотоблок с таким механизмом не имеет свободного хода, то использовать его следует только непосредственно для сельскохозяйственных работ, для перевозки предметов и грузов, техника не пригодна.
- Шестеренчатый. Стоит агрегат с таким устройством значительно дороже остальных видов, но более четко и надежно обеспечивает работу.
Могут применять и совмещенные типы редукторов, но большинство потребителей предпочитает мотоблоки с конкретным видом редукторов.
Важно! Перед приобретением следует внимательно провести осмотр всех узловых частей агрегата, чтобы оценить его надежность.
Рейтинг
Рассмотрим топ-рейтинг тяжелых мотоблоков, распространенных и популярных в России:
- Беларус 09 H-01. Производится в Минске с 1992 года. Применяется мотор фирмы HONDA, работающий на бензине. Имеет 4 передние и 2 задние скорости, возможность полной блокировки колес. Это простой, качественный и надежный агрегат. Из минусов можно определить только запуск вручную и немалый расход топлива.
- Herz DPT1G-135E. Китайский мотоблок с дизельным двигателем большой мощности. Это устройство немного дешевле предыдущего варианта, но в комплектации нет дифференциала. Он трудно поддается быстрому ремонту и обслуживанию, так как данная марка не сильно распространена и недостаточно сервисных центров. Мотор достаточно экономичный, что позволит сэкономить на топливе.
- PATRIOT Boston 9DE. Выпускается в Китае. Мощность дизельного мотора составляет 9 лошадиных сил. Имеет только 2 скорости в наличии, что не мешает агрегату производить тяжелые работы, даже с очень плотным грунтом. Размах захвата достигает 1,25 метра, техника экономична и прочна, допускает малый уровень шума. Своевременное обслуживание позволит использовать мотоблок долгие годы.
- Сич МБ-8. Делается запорожской компанией. Имеет двигатель, работающий на бензине, и весит 112 килограмм. Мощность составляет 8 л.с. Техника проходимая, выносливая и маневренная. Рулевое управление регулируется, что повышает комфорт при управлении.
- Aurora COUNTRY 1400. Слегка легче по весу, чем Сич МБ-8, но устройство имеет супер мощность 13 лошадиных сил. Из-за этого может обрабатывать землю сразу на ширине 1,7 метра, что значительно ускоряет процесс вспашки и уборки. Для еще более большой производительности рекомендуется применять дополнительное навесное оборудование.
- Хопер. В комплектации есть множество подвесных устройств. Применяется для вспашки тяжелого грунта, откачки жидкостей, очистки территории от предметов и мусора. При своей компактности агрегат очень мощный, работает на дизеле.
- Зубр. Бывает в простой комплектации, с дополнительным охлаждением водой, более сложным редуктором, увеличенной фрезой. Имеется 2 ряда выбора скорости и возможность применения дополнительных устройств. Мощность мотоблока равна 8 л.с, очень комфортное управление.
- Прораб. Дизельная техника, производящаяся в России. Специальная галогеновая фара позволяет производить работы в любое время суток. Мощность достигает 10 л.с, экономичный расход топлива при больших оборотах.
- МБ-12 ДЭЛ. Имеет дизельный мотор с мощностью 12 л.с, стартер бывает как ручной, так и электрический, улучшенная трансмиссия, вал отбора мощности.
- Нева-23СД-27. Применяется японский мотор. Большой диаметр колесных дисков позволяет чувствовать себя устойчиво на любой поверхности. Имеется 6 передних и 2 задние скорости.
Модернизация своими руками
Тяжелые мотоблоки представляют собой сложные в техническом отношении устройства. Они имеют в своей комплектации практически все необходимые дополнительные устройства, которые могут пригодиться для работы. Поэтому, если вы все же решились переделать агрегат, лучше доверить это дело специалисту.
Отзывы
«Просмотрев видео в интернете, как работает тяжелый мотоблок, тоже приобрел себе на дачу. Остановил свой выбор на Беларус 09H-01.Очень радуют дополнительные приспособления, включающие в себя тележку, плуг, борону и другие. Доволен покупкой такого замечательного помощника».
«Купил тяжелый мотоблок. Отлично справляется с 40 сотками земли. В зимний период помогает убрать быстро снег, а использовать агрегат при сельхозработах – одно удовольствие (комфортное управление и высокая мощность. Всем рекомендую!»
Тяжелые мотоблоки отлично себя зарекомендовали как помощники при работах по обработке почвы и уборке урожая, но каждый сам должен определиться, нужен ли такой, относительно дорогой агрегат, или можно обойтись более легким вариантом.
Лучшие модели дизельных тяжелых мотоблоков
Тяжелые мотоблоки относятся к группе многофункциональных сельскохозяйственных агрегатов, которые предназначены для проведения земляных работ на даче. Тяжелым дизельным агрегатом можно полоть, копать, высаживать и убирать корнеплоды, вспахивать грунт, перевозить грузы на различные расстояния. Расширить функции и сферу применения мотокультиваторов на дизеле можно, если использовать различное навесное оборудование.
Описание тяжелых мотоблоков
Тяжелый мотоблок на дизеле стоит дороже, чем бензиновый. Такая техника выдерживает большие нагрузки, поэтому дизельные мотоблоки тяжелого класса применяют не только на дачном участке, но и фермах и в коммунальном хозяйстве.
Среди особенностей тяжелых культиваторов стоит отметить следующие:
- Вес — более 120 кг.
- Двигатель имеет мощность в среднем от 8 до 12 лошадиных сил.
- Большой расход топлива.
- Мотоблок дизельный комплектуется дизельным 4-тактным двигателем с полноценной коробкой передач.
- Имеет высокий КПД.
- Дизелю характерно более высокое качество, чем бензиновым агрегатам.
- Экономичные.
- Сцепление тяжелого мотоблока бывает коническим или дисковым, через него редуктор передает от двигателя крутящий момент. Редуктор стоит прямо за сцеплением.
- Тяжелый мотоблок оборудован несъемными колесами. Для увеличения дифференциала и транспортной способности тяжелой техники можно поставить специальное навесное оборудование.
- С помощью дизельных мотокультиваторов можно обрабатывать земельные участки, площадью от 50 соток до 1 га.
Модели тяжелых мотокультиваторов
Разные модели мотоблоков легко передвигаются по любой почве, что достигается устойчивыми колесами. Если возникает необходимость провести ремонт машины, то найти запчасти от производителя не составит труда.
Но запчасти рекомендуется приобретать в специализированных сельскохозяйственных магазинах, чтобы избежать подделок.
Например, на моделях отечественного производства Зубр, Кентавр, Зирка и Форте устанавливаются только оригинальные подшипники и пружина, благодаря чему продлевается срок эксплуатации техники. Пользователи мотокультиваторов говорят, что на машину можно самостоятельно поставить дифференциал собственной сборки. Для этого нужно приложить немного усилий, чтобы собрать необходимое оборудование.
Навесное оборудование дизельных мотоблоков:
- косилки;
- снегоуборщики;
- газонокосилки;
- измельчители;
- наличие выжимного приспособления;
- вертикальные фрезы;
- телеги, которые можно применять вместо прицепов;
- зимние и летние щетки.
Таким образом, оборудование не просто позволяет проводить земельные работы приобретенной техникой, но и применять ее для уборки мусора и снега, кошения травы, заготовки сена и т.д.
Самый лучший мотоблок 2017 года: отзывы пользователей.
Мотоблок Хопер — мощный представитель лучших тяжелых мотоблоков, которые применяются для транспортировки грузов и выполнения сельскохозяйственных работ. Одним из преимуществ модели является наличие большого количества подвесного оборудования. Использовать Хопер рекомендуется для обработки тяжелых почв, перекачивания воды и очистки больших площадей от листьев, мусора и снега. К техническим характеристикам культиватора Хопер относятся компактные размеры, регулируемый руль, наличие запасных клапанов, которые располагаются сверху дизельного двигателя, пневматические колеса.
Мотокультиватор Зубр — это мощный мотоблок с валом отбора мощности, который на рынке сельскохозяйственной техники представлен 3 видами — простой мотокультиватор в сборе, модель с усовершенствованным редуктором, агрегат с водяным охлаждением, новым редуктором, фрезой большого размера. На последних 2 видах техники ВОМ обладает дополнительной мощностью с частотой 2,6 тыс. об/мин. На Зубре установлены 2 ряда выбора скоростей, можно поставить дополнительное подвесное оборудование. Статус лучшего мотоблока Зубр завоевал благодаря тому, что на нем установлен двигатель мощность в 8 л.с., система водяного охлаждения, возможность разблокировки дифференциала. Это позволяет легко управлять мотокультиватором без особых проблем. Тяжелый дизельный мотоблок Зубр работает качественно на целине, без установки специального утяжелителя.
Прораб — хороший производительный мотоблок, который работает на дизеле. Применяется данная модель тяжелых мотокультиваторов для обработки дачного и садового участков, огорода. По отзывам пользователей применять Прораб можно даже в ночное или вечернее время благодаря наличию специальной галогеновой фары. Тяжелые мотоблоки российского производства Прораб имеют большой спектр навесного оборудования. В базовой комплектации продаются такие инструменты, как фреза, сиденье, плуг, дополнительное колесо. Мощность мотоблока равна 10 л.с., что позволяет экономично расходовать дизель, достигая при этом высоких крутящих оборотов.
Мотоблок тяжелый дизельный МБ-12ДЭЛ — еще одна модель качественной и производительной техники, которая работает на дизеле R192. Мощность двигателя составляет 12 л.с., в наличии ручной и электрический стартеры, вал отбора мощности, современная трансмиссия. Данные мотокультиваторы с дизельным двигателем отличаются от других агрегатов подобного типа тем, что имеют мощные моторы в 12 л.с., что делает машины более производительными.
Тяжелые китайские мотоблоки
Рассмотрим, как выбрать лучший китайский мотоблок. Приобрести для работы на дачном участке можно не только европейские, отечественные или американские модели дизельных мотокультиваторов. Уже много лет лидерами продаж являются тяжелые китайские мотоблоки, которые имеют значительно низкую стоимость. Это касается как самих агрегатов, так и комплектующих и запчастей.
Преимуществами тяжелых китайских культиваторов являются:
- Широкий ассортимент модельного ряда.
- Сборка проводится по оригинальным схемам с использованием мощных двигателей.
- Высокая производительность.
- Двигатели устанавливаются собственной сборки, либо японской, либо американской.
- Более компактные, имеют легкий вес, если сравнивать с отечественными или американскими моделями.
Отзывы пользователей говорят о том, что китайские модели надо тщательно изучать, проверять их характеристики прежде, чем потратить деньги. Связано это с тем, что техника из Китая может продаваться поддельная. Поэтому и стоит покупать дизельный тяжелый мотоблок в специализированных магазинах, которые имеют права продавать спецтехнику для дач, садов, полей.
Средняя цена отечественных и зарубежных моделей варьируется в пределах 38-80 тыс. рублей, что зависит от мощности мотора и других технических характеристик машины.
Топ 10 лучших мотоблоков 2019 года
В наше время для дачников создано большое количество вспомогательного инструмента и техники, среди которой особенно популярны мотоблоки и культиваторы. Чаще всего выбирают именно мотоблоки, так как эти многофункциональные агрегаты можно использовать с различными навесным оборудованием, например, бороной, фрезой, плугом, прицепом, снегоуборочным. Культиваторы же предназначены лишь для одной цели – обработка почвы (смотрите также: рейтинг лучших культиваторов этого года).
Мотоблок – это многофункциональный агрегат, который позволяет значительно облегчить и ускорить выполнение многих работ на участке. Такой аппарат в хозяйстве станет незаменимым помощником. И чтобы мотоблок эффективно и качественно выполнял свои функции, нужно его выбрать. Десятки производителей предлагаю большое количество моделей и выбрать среди них достойный агрегат порой очень сложно, особенно рядовому покупателю.
Рейтинг лучших мотоблоков 2019
10. Каскад МБ61-22-02-01
Десятое место нашего топа мотоблоков занимает модель российского производства – агрегат среднего класса с четырехтактным бензиновым двигателем. Мотоблок позволяет использовать дополнительное оборудование, что значительно расширяет его возможности. Редуктор имеет усиленную конструкцию, а мощный двигатель Honda GX200 позволяет обрабатывать большие участки.
Колеса мотоблока имеют широкий протектор для лучшей проходимости и сцепления с любыми типами грунта. Рукоятки выполнены из материала, который предотвращает проскальзывание рук. Коробка передач имеет 4 скорости – 2 вперед и 2 назад.
- Эффективная система охлаждения для продолжительно использования; Усиленная конструкция редуктора; Две скорости заднего хода; Надежный, мощный двигатель.
- Не очень качественная сборка; Тросики управления довольно быстро изнашиваются.
Вес | 105 кг |
Мощность | 6,5 л.с. |
Объем двигателя | 196 куб.см |
Емкость топливного бака | 3,1 л |
Глубина вспашки | 32 см |
Ширина вспашки | 61 см |
9. ОКА МБ-1Д1М14
Мотоблок оборудован четырёхтактным ресурсоемким мотором Robin Subaru с наклонным расположением цилиндра и верхнеклапанным приводом. Удобные рукоятки обеспечивают уверенное управление агрегатом. Мотоблок может работать со снегоуборщиком, прицепом, плугом, картофелесажалкой, косилкой и другим навесным оборудованием. Оснащен коробкой передач с четырмя скоростями (две вперед и две назад).
Большие колеса и особый рисунок протектора повышают проходимость мотоблока и качество выполняемых работ. На сегодняшний день ОКА МБ-1Д1М14 считается одним из лучших мотоблоков российского производства.
- Экономичный двигатель с повышенным ресурсом; Простая конструкция; Низкий уровень шума и выхлопных газов; Эффективное воздушное охлаждение мотора. Возможность использовать вместе с любым навесным оборудованием.
- Тугое сцепление; Руль не имеет регулировки для поворота в стороны.
Мощность | 7 л.с. |
Вес | 100 кг |
Объем двигателя | 169 куб.см |
Емкость бака | 3,6 л |
Глубина вспашки | 30 см |
Ширина вспашки | 57/72 |
8. КАДВИ Авангард АМБ-1
Топ 10 мотоблоков продолжает агрегат российского производства, занявший восьмое место. Устройство оснащено четырехтактным двигателем Lifan 168F-2, отличающимся экономичностью, надежностью, низким уровнем вредных веществ в выхлопных газах. Мотоблок подходит для работы с различным навесным оборудованием, например, прицепом или снегоуборщиком.
Руль мотоблока можно отрегулировать «под себя» для более комфортной работы. Защиту от вылетающей земли и грязи обеспечивает специальный кожух. Еще одна особенность данной модели – большие колес с агрессивным протектором, обеспечивающие высокую проходимость.
- Возможность использования практически с любым навесным оборудованием; Экономичный и надежный мотор; Простая конструкция; Гильза цилиндра выполнена из чугуна; Сошник позволяет отрегулировать глубину вспашки.
- Не обнаружено…
Мощность | 6,5 л.с. |
Объем двигателя | 196 куб.см |
Ширина вспашки | 70 см |
Глубина вспашки | 30 см |
Емкость топливного бака | 3,6 л |
Вес | 65 кг |
7. Целина МБ-600
Наседьмом месте нашего рейтинга 10 самых лучших мотоблоков находится модель, произведенная в России — Целина МБ-600. Агрегат оснащён поворотным рулем, двумя передними и двумя задними передачами, колесами большого диаметра с глубокими протекторами для лучшей проходимости.
В целом модель довольно простая, имеет нехитрую конструкцию, оптимально подходит как для обработки земли, так и для работы с навесным оборудованием. Благодаря качественной сборке и надежным комплектующим занимает шестое место.
- Качественно собран и надежен; Ширина обработки может регулироваться; Редуктор усиленный; Возможность использования с широким спектром навесного оборудования; Неприхотлив в обслуживании.
- Слабое лакокрасочное покрытие.
Мощность | 6,5 л.с. |
Вес | 97 кг |
Емкость топливного бака | 3,6 л |
Объем двигателя | 196 куб.см |
Ширина вспашки | 72-113 |
Глубина вспашки | 30 см |
6. Huter GMC-9.0
Модель, произведенная под германским брендом. Агрегат отлично подходит практически для любых работ на участке благодаря возможности использования навесного оборудования. Стоит отметить ширину вспашки – она составляет 105 см, что значительно ускоряет выполнение работ по обработке земли.
Мотоблок оснащен коробкой передач с 1 скоростью назад и 2 скоростями вперед. Вместительный топливный бак увеличивает цикл работы без перерыва на заправку.
- Дополнительный кронштейн спереди; Двигатель работает стабильно и легко запускается; Использование широкого спектра навесного оборудования; Регулируемая глубина вспашки; Простая и надежная конструкция.
- Всего 2 скорости вперед; Недостаточный клиренс;
Мощность | 9 л.с |
Объем двигателя | 270 куб.см |
Ширина вспашки | 105 см |
Глубина вспашки | 28 см |
Емкость топливного бака | 6 л. |
5. DDE V 950 II Халк-1 TG-95Nev
Данная модель подойдет для работы как на небольших участках, так и на внушительных территориях. Колеса с агрессивным грязевым протектором обеспечивают отличное сцепление с грунтом. Есть возможность работать с различным навесным оборудованием.
Мотоблок отличается качественной сборкой и приятным мелочами, к примеру большой горловиной топливного бака для быстрой и аккуратной дозаправки, защитными крыльями, клаксоном. Швы проварены надежно, лакокрасочное покрытие устойчиво к повреждениям и воздействию агрессивной среды.
Коробка передач имеет 6 скоростей: 2 назад и 4 вперед. Мощный четырехтактный двигатель DDE 208 довольно экономичен и обладает большим ресурсом.
- Надежная сборка, прочная конструкция; Регулируемая по высоте рукоятка; Возможность регулировки глубины вспашки; Широкий спектр навесного оборудования; Экономичный и мощный двигатель; Устойчив при вспашке.
- При резком отпускании сцепления может вылетать тросик;
Мощность | 7 л.с. |
Емкость топливного бака | 3,6 л. |
Вес | 95 кг |
Объем двигателя | 208 куб.см |
Глубина вспашки | 30 см |
Ширина вспашки | 85 см |
4. Tsunami TG 105A
Четвертое место занимает мотоблок, произведенный в Поднебесной Tsunami TG 105A. Оптимально подходит для обработки больших площадей и для выполнения мелких задач. Мощный четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением и большим ресурсом, позволяет работать без перерывов длительное время.
На рукоятках со специальными накладками, предотвращающими проскальзывание, выведены элементы управления, обеспечивающие комфортную работу с мотоблоком.
Благодаря наличию сошника можно отрегулировать глубину вспашки. Для более быстрого и удобного перемещения спереди имеется третье колесо. Колеса большого диаметра с особым протектором повышают проходимость агрегата. Защитные крылья предотвращают попадание грязи и земли на двигатель, а также на оператора.
- Ширина обработки составялет 105 см и позволяет обработать большие участки за короткое время; Регулировка глубины вспашки от 15 до 30 см; Мотоблок удобен в транспортировке благодаря складной рукоятке; Надежная и прочная конструкция; Дополнительное колесо; Глушитель значительно снижает уровень шума от двигателя.
- Не обнаружено…
Мощность | 7 л.с. |
Ёмкость топливного бака | 3,6 л |
Ширина вспашки | 105 см |
Глубина вспашки | 15-30 см |
КПП | 2 скорости вперед, 1 назад |
3. Champion DC1163E
Данная модель оптимально подходит для обработки средних и больших площадей, в том числе и для вспашки целины. Благодаря возможности установки навесного оборудования с этим агрегатом можно выполнять широкий спектр различных работ.
Мотоблок оборудован экономичным и мощным дизельным двигателем Champion D300-1HK, который легко справляется с самыми сложными задачами. Глубину вспашки можно отрегулировать от 15 до 30 см, так же, как и ширину – 80-100 см. Агрегат имеет широкий брызговики, которые надежно защищают от вылетающей из-под колес грязи и грунта.
- Очень экономичный и мощный дизельный двигатель; Скорость на второй передаче достигает 10 км/ч; Есть упор для стоянки; Ручной и электростартер; Можно использовать практически любое навесное оборудование; Низкий расход топлива.
- Довольно сложная первоначальная сборка.
Мощность | 5,8 л.с. |
Емкость топливного бака | 3,5 л |
Вес | 141 кг |
Объем двигателя | 296 куб.см |
Глубина вспашки | 30 см |
Ширина вспашки | 80-110 см |
2. PATRIOT УРАЛ 440107580
Оборудован мощными широкими колесами, поэтому обладает повышенной проходимостью. Особая конструкция рамы надежно защищает двигатель и облегчает перенос и транспортировку мотоблока. К агрегату можно подключать самое разное навесное оборудование и за счет этого значительно расширить возможности мотоблока.
Все элементы управления расположены для максимально комфортной работы с мотоблоком. Брызговики над колесами расположены на достаточной высоте и надежно защищают от вылетающей земли и грязи. PATRIOT УРАЛ 440107580 идеально подходит для использования с прицепом.
- Редуктор заключен в чугунном бесшовном корпусе; Прочный и надежный узел для прицепа; Мощный бензиновый двигатель, широкие колеса с глубоким протектором, все элементы управления, вынесенные к оператору, значительно облегчают работу; Компактный и маневренный; Двигатель защищен рамой.
- Не обнаружено…
Мощность | 7,8 л.с. |
Емкость топливного бака | 3,5 л |
Объем двигателя | 220 куб.см. |
Вес | 105 кг |
Глубина вспашки | 30 см |
Ширина вспашки | 90 см |
1. Профессиональный мотоблок Мобил К МКМ-3 ПРО
Возможно, самый лучший мотоблок в России по качеству, надежности и цене. По достоинству занимает первое место в нашем рейтинге. Конструкция мотоблока одна из самых технологичных на рынке.
Мотоблок можно назвать самым легким мотоблоком в работе. Плюс ко всему к агрегату можно подключать самое разное навесное оборудование и за счет этого значительно расширить возможности мотоблока.
Все элементы управления расположены для максимально комфортной работы с мотоблоком. Мотоблок можно использовать с косилкой, тележкой-прицепом, снегоуборщиком и т.д. Подробнее о модели на официальном сайте производителя.
Обзор модели
Мотоблоки тяжелого класса
Большинство работ на поле с использованием мотоблока требует хорошей физической формы и, прежде всего, навыка управления даже относительно простым и легким агрегатом. Даже относительно простые и освоенные операции по вспашке или культивации мало кому покажутся легкой прогулкой. Если загородный участок имеет солончаки или забит остатками корней деревьев, вспахать такой грунт очень непросто, в таких случаях обычно используют утяжелители для мотоблока. Это позволяет отчасти стабилизировать движение мотоблока.
Зачем нужны тяжелые конструкции мотоблоков
С точки зрения обработки земли тяжелый мотоблок — это все равно, что тяжелая лопата. Режет грунт она прекрасно, но для работы нужна большая физическая сила. То же самое можно сказать о мотоблоках тяжелого класса:
- Увеличенная масса конструкции, как правило, в разы улучшает сцепление с грунтом, тяжелые мотоблоки не скачут по поверхности, а уверенно и устойчиво режут землю;
- Утяжеление конструкции обязательно требует использования более мощного двигателя, с увеличением веса со стандартных 75 кг. до 125 кг. требует увеличения возможностей мотора до 10-12 л.с.;
- Использование тяжелого мотоблока позволяет на 30-40% увеличить производительность при выполнении самых нагруженных операций.
Более либеральная версия ограничений требует, чтобы оператор мог самостоятельно поднять тяжелый мотоблок и поставить его на колеса в рабочее положение. В противном случае полноценного контроля работы мотоблока не получится.
Самые известные в стране марки тяжелых мотоблоков
Прежде всего, необходимо отметить, что тяжелые мотоблоки являются порождением стран Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики. Именно там оказались наиболее востребованы самые тяжелые и мощные мотоблоки весом в 200-300 кг. Предназначались они, прежде всего, для работы на очень тяжелых влажных и глинистых рисовых чеках, где трактором практически сделать ничего невозможно.
Европейские производители сознательно ограничивают вес тяжелого мотоблока сотней килограммов. Например, очень известная модель тяжелого мотоблока «Caiman 330» имеет полную массу чуть более ста килограммов, при мощности бензинового двигателя «Subaru EX 27» в 9 л.с. Возможностей тяжелого мотоблока хватает, чтобы работать на участке в 100-150 соток. Самым главным достоинством является высокая надежность всех узлов и шестеренчатой трансмиссии, изготовленных на итальянском оборудовании. Приведенную модель по праву можно назвать наиболее удачной моделью мощного и тяжелого мотоблока.
Не менее интересно считается итальянская модель «BCS 730» c «хондовским» двигателем в 9 л.с. По основным характеристикам она мало отличается от «Caiman», но компоновка и расположение основных узлов машины выполнены в высшей степени грамотно. Только эта модель обладает уникально низким центром тяжести, делающим тяжелый мотоблок даже при высоких скоростях обработки очень устойчивым и стабильным. Вес «BCS 730» составляет около 120 кг, отбор мощности выполняется с помощью специальной коробки и шлицевого вала, что положительно влияет на надежность техники.
К характерным особенностям европейских мотоблоков можно отнести следующие черты:
- Вес тяжелого мотоблока редко превышает 100-120 кг, это позволяет создавать легкие и управляемые агрегаты с высокой степенью надежности.
- Подавляющее использование американских или японских бензиновых моторов, мощностью до 10- ти лошадок. При этом дизельные двигатели встречаются довольно редко, в основном в мотоблоках, произведенных по лицензии;
- Трансмиссия и отбор мощности строится на шестеренчатых коробках и редукторах, ременная передача на тяжелых агрегатах практически не применяется. Все передачи пониженные и нормальные выбраны из соображения максимального комфорта работы;
- Очень грамотная центровка и балансировка мотоблока.
Все перечисленное указывает, что в Европе нет понятия «тяжелый профессиональный мотоблок». Для фермерских работ применяется минитрактор, а для любительской работы на участке достаточно среднего и компактного мотоагрегата.
Тяжелые китайские мотоблоки
Наибольшее число доступных на рынке СНГ тяжелых мотоблоков составляют модели китайского или совместного с Китаем производства. Практически все наиболее успешные модели – это тяжелые дизельные мотоблоки. Наиболее известные из них – «Garden Scout GS 101 DE» и «Crosser CR-M12E». Оба изготавливаются в Китае, обладают гигантским весом в две с половиной сотни килограммов и по справедливости должны быть отнесены к одноосным минитракторам.
Дизельный двигатель в 12 лошадок дает очень большой вращающий момент, большую тягу, которой хватает для обработки даже самых вязких и плотных грунтов. Расход топлива в среднем составляет –3-3,5 л/ч, что относительно немного для такой массы.
Обе модели имеют определенную репутацию у поклонников китайской дизельной техники, как надежные и неприхотливые агрегаты. Но из приведенной пары «Crosser CR-M12E» имеет ременную трансмиссию и хуже ремонтируется из-за определенного дефицита качественных запчастей.
Среди совместных с Китаем моделей можно упомянуть тяжеловесный мотоагрегат «ЗУБР JR Q12E». Он также оснащен 12-ти сильным дизелем с водяным охлаждением и весит под 260 кг. Модель оснащена шестеренчатой трансмиссией, электростартером и дисковым сцеплением. Среди сильных сторон тяжелой машины – его невысокая цена, приемлемая надежность и легкость в ремонте.
Особыми возможностями в обработке грунта не обладает, его характеристики примерно соответствуют, а в производительности даже уступают российским «Нева МБ 23» и «Салют».
Работу «ЗУБРА» можно оценить на видео:
Российские мотоблоки-тяжеловесы
Лучшим российским вариантом тяжелого агрегата долгое время оставался «Агро». Большая масса в 160 кг позволяла устойчиво работать даже на самых сложных рельефах участка. Бензиновый двигатель УМЗ-341 выдавал 8 л.с. и зарекомендовал себя, как надежный и неприхотливый в обслуживании.
На сегодня аналогом «Агро» можно назвать модель «Беларус 08 МТ» с очень сходными характеристиками.
Кроме упомянутого агрегата, к удачным конструкциям тяжеловесных моделей российского производства можно отнести модель «Угра НМБ 1Н13». Машина весом почти в 90 кг оснащается бензиновым мотором «Mitsubishi» в 6 лошадок. Кроме того, агрегат оснащен многодисковым сцеплением и шестеренчатым редуктором трансмиссии.
По многочисленным отзывам, отлично сконструированная машина имеет крайне неудовлетворительное качество сборки, регулярно проявляется подтекание масла, бензина, отказывают приводы органов управления.
Среди отечественных моделей «тяжеловесов» можно выделить несколько наиболее удачных моделей более высокого качества сборки. Это мотоагрегат производства питерской военки «Красный Октябрь» «Нева МБ 23С, 23СД». При всех недостатках машина позволяет нормально работать без особых проблем в обслуживании, даже на максимальном уровне нагрузки при вспашке целины или культивации участка захватом в 180 см.
Агрегат «Нева МБ 23С» оснащен мощным бензиновым мотором «Subaru-Robin EХ 27» в 9 л.с., позволяющим легко работать стокилограммовому агрегату на любых грунтах. В немалой степени высокой популярности способствовали высокие технические качества японского двигателя и большое количество навесного оборудования для агрегата. Модель с индексом СД оснащена дизельным 5-ти сильным мотором, дающим больший момент вращения и, соответственно, лучше справляющимся с наиболее тяжелыми операциями.
Заключение
На тяжелые российские мотоблоки достаточно часто приходят негативные отзывы из-за низкого качества комплектующих, как правило, китайского производства. Поэтому покупка мотоагрегата тяжелого класса российского производства — это задача для любителей ремонтировать и совершенствовать отечественную технику. Попытки заменить дефектные элементы запасными приводят к значительным потерям денег и времени, поэтому садоводы и огородники все чаще склоняются к покупке тяжеловесов типа «ЗУБР».