Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотоблоки старого образца

Мотоблок Нева МБ-1: технические характеристики и инструкиця по эксплуатации устройства + отзывы владельцев

Мотоблок Нева МБ-1 — устройство, способное заменить тяжелый ручной труд.

Применяется для обработки участков разных размеров.

Предусмотрено использование в комплексе с навесным оборудованием.

За счет высокой мощности и высокой проходимости в совокупности с применением минимальных усилий и простого управления подходит для людей со слабыми физическими возможностями.

Отличительные особенности

Технику выпускает ЗАО «Красный Октябрь-Нева». Завод является одним из ведущих в России по производству моторизированной техники для сельскохозяйственных отрасли.

Предприятие располагает мощным производственным циклом, что позволяет изготавливать надежную и долговечную технику. Качество мотоблоков подтверждено международными сертификатами.

Выпуск мотоблоков осуществляется с 2001 года. Производитель использует двигатели от ведущих японских и американских брендов. Они отличаются высокой надежностью и производительностью, за счет чего весь модельный ряд отличается лучшими характеристиками.

При разработке моделей инженеры учли специфику российского климата. Устройства приобрели широкую популярность среди владельцев дач и фермерских хозяйств. Благодаря моторизированной технике можно обрабатывать почву, заготавливать сено, измельчать корма, убирать снег и мусор.

Модели немного отличаются, но принцип устройства идентичен:

  1. Двигатель. Агрегаты оснащаются четырехтактными бензиновыми двигателями мощностью до 9 лошадиных сил. Такой мощности достаточно для выполнения работ в любых условиях и в любой сезон.
  2. Трансмиссия. Состоит из нескольких деталей, соединенных в общую конструкцию. Это редуктор, коробка передач и сцепление. Некоторые модели дополняются дифференциалом.
  3. Ходовая часть. Состоит из рамы, на которой закрепляется механическая основа мощной оси и колеса.
  4. Рукоятка. На ней располагается газ, спецпление и коробка передач для облегчения управления мотоблоком. За счет компактного расположения узлов, высокой эргономичности и небольшого веса лего перемещать мотоблок даже на небольших участках.

Мотоблок Нева МБ-1 используется для обширного спектра работ:

  • обработка грунта перед посевом и в процессе созревания культур, когда устройство используется для окучивания растений;
  • вспахивание почвы, позволяющее убрать сорную траву;
  • уборка и заготовка сена на небольших и средних участках;
  • полив растений и обработка химикатами;
  • выкапывание корнеплодов для облегчения их сбора;
  • уборка снега и очистка дорожек от наледи;
  • транспортировка крупногабаритного груза за счет присоединения прицепа.

Он хорошо себя зарекомендовал для работы на мягком грунте и почве, содержащей песок и глину. Чтобы использовать технику, не нужны особые навыки. Достаточно понять принцип переключения скоростей и сцепления, а также разобщение колес.

Технические характеристики

ПараметрОписание
Марка двигателяGX270 (Honda, Япония)
Массаот 75 до 85 кг
Номинальное тяговое усилие100 кгс
Передние передачи4
Задние передачи2
Скорость передний ход/ задний ход, км/ч2,6-11,4/3,0-5,35
Дорожный просвет, мм295±5
Колея мотоблока, мм450±30, 600±30,700±30
Размеры мотоблока1780 х 846 х 1070
Максимальный вес прицепа500 кг
Максимальный радиус поворота при колее 450 мм1 м
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа50 кг
Мощность9 л.с.
Частота вращения коленчатого вала3600 об/мин
Расход топлива320 кВт/ч
ТопливоА-92, А-95
Топливный бакдо 6 л
Масленый картнер1,1 л
Маслянная ванна трансмиссии3,5 л
Температура, при которой допустимо использование мотоблока-20-+30 0 С

Рейтинг ТОП-4 лучших моделей

МестоНаименованиеЦена
ТОП-4 лучших моделей серии МБ-1
1Нева МБ-1Б-6.540 000 ₽
2Нева МБ-1Б-6.0ФС47 000 ₽
3Нева МБ1Б МА (RS950)40 000 ₽
4Нева МБ-1Н МА (GP200)41 000 ₽

Лучшие модели серии МБ-1

Производитель выпускает качественную и многофункциональную технику, рассчитанную на использование на частных участках, в фермерских хозяйствах и коммунальных службах. Весь модельный ряд российского производителя отличается высоким качеством и универсальностью за счет возможности использования дополнительного оборудования. Есть некоторые различия, которые стоит участь при выборе мотоблока. Рассмотрим четыре лучшие модели по мнению потребителей.

Нева МБ-1Б-6.5

Самый эргономичный мотоблок в ассортименте бренда. Конструкция сделана так, чтобы максимально снизить нагрузку оператора в процессе работы за счет снижения центра тяжести.

Использование устройства не требует больших усилий, существенно упрощая работу.

Наличие шестеренчато-цепного редуктора в алюминиевом корпусе повышает производительность.

Фрезы вращаются со скоростью до 120 оборотов в минуту, обеспечивая ширину захвата до 160 см.

Мощный двигатель на 6,5 лошадиных сил обеспечивает всокую производительность. За счет объемного топливного бака можно работать продолжительное время без дозаправки.

Характеристики:

  • скорость вращения фрез — 28-120 об/мин;
  • ширина обработки — 90-160 см;
  • глубина обработки — 20 см;
  • мощность двигателя — 6.50 л.с.;
  • вес — 75 кг.

Достоинства:

  • качественная конструкция;
  • простая сборка;
  • быстрый запуск;
  • мощный двигатель;
  • удобная работа.

Недостатки:

  • отсутствует разобщение колес;
  • легкий вес.

Нева МБ-1Б-6.0ФС

Модель средней тяжести от надежного производителя. Относится к профессиональному классу малой аграрной техники для дач, фермерских и коммунальных хозяйств.

Отличается широким спектром применения благодаря мощному двигателю, наличию вала отбора мощности и возможности прикрепления навесного оборудования.

Фрезы вращаются на скорости до 124 оборотов в минуту, обеспечивая высокую производительность. Топливный бак вмещает 3,8 литроа бензина, что позволяет работать продолжительное время без перерывов.

Характеристики:

  • скорость вращения фрез — 25-124 об/мин;
  • ширина обработки — 86-127 см;
  • глубина обработки — 20 см;
  • мощность двигателя — 6 л.с.;
  • топливный бак — 3.8 л;
  • вес — 75 кг.

Достоинства:

  • компактный размер;
  • удобная перевозка;
  • качественный корпус;
  • прекрасная работа;
  • высокая мощность;
  • присоединение дополнительного оборудования.

Недостатки:

  • не подходит для больших участков;
  • для работы с плугом слишком маленькие колеса.

Нева МБ1Б МА (RS950)

Мотоблок отлично подходит для обработки почвы на средних участках и транспортировки крупногабаритного груза, если присоединить к нему прицеп.

Прекрасно справляется со вспахиванием почву, культивацией, созданием борозд, окучиванием растений, поливом и другими задачами.

Оснащен вместительным баком для топлива, за счет чего можно работать длительное время без перерывов.

За счет компактного размера и легкого веса с управлением мотоблока легко справятся люди с небольшими физическими возможностями.

Характеристики:

  • скорость вращения фрез — 25-124 об/мин;
  • ширина обработки — 86-127 см;
  • глубина обработки — 20 см;
  • объем двигателя — 208 куб. см;
  • мощность двигателя — 6,53 л.с.;
  • топливный бак — 3.1л;
  • вес — 75 кг.

Достоинства:

  • удобная перевозка;
  • надежная конструкция;
  • качественные колеса;
  • низкий уровень шума;
  • удобный разворот.

Недостатки:

  • слишком легкий вес;
  • маленькие колеса.

Нева МБ-1Н МА (GP200)

Мотоблок отлично подходит для различных хозяйственных и агротехнических работ. За один проход захватывает до 127 сантиметров земли.

Оснащен мощным двигателем с электростартером.

Редуктор МультиАГРО (уникальная разработка производителя) позволяет выбирать оптимальную скорость, обеспечивая высокую производительность.

Удобная регулировка руля делает использование машины максимально комфортным. Модель эргономичная и подходит для разного типа работ.

Характеристики:

  • скорость вращения фрез — 25-124 об/мин;
  • ширина обработки — 86-127 см;
  • глубина обработки — 20 см;
  • объем двигателя — 196 куб. см;
  • мощность двигателя — 5,85 л.с.;
  • топливный бак — 3.1л;
  • вес — 75 кг.

Достоинства:

  • быстрый запуск;
  • хорошая тяга;
  • отсутствие перегрева при длительной работе;
  • оптимальная скорость;
  • хороший захват.

Недостатки:

  • неудобное расположение ручки газа;
  • сильно вибрирует при работе.

Инструкция по эксплуатации

При эксплуатации мотоблока стоит придерживаться рекомендаций производителя. Летом лучше заправлять его топливо серии SAE 10W-30, зимой — SAE 5W-30. Перед заливом нового масло нужно прочистить бак.

Также рекомендуется придерживаться следующих правил касательно ухода за мотоблоком:

  • прочищать после каждой работы;
  • плавно выжимать сцепление;
  • использовать рекомендованный производителем бензин;
  • не эксплуатировать мотоблок при температуре ниже -25 0 С и выше 30 0 С.

Мотоблоки старого образца

Мотоблок является незаменимым помощником для садоводов и дачников. Он позволяет быстро вспахать и взрыхлить почву на приусадебном участке. Помимо этого, он окучивает и равномерно нарезает земляные борозды.

Современное устройство мотоблока имеет простой механизм, что делает его простым в использовании. В последнее время, этот вид техники завоевал особую популярность среди потребителей.

Что необходимо учитывать в процессе выбора? Какие технические характеристики помогают облегчить человеческий труд? Какой мотоблок лучше?Все эти ответы вы найдете в нашем материале.

Краткое содержимое статьи:

Основное отличие культиватора от мотоблока

Культиватор предназначается для механической обработки почвы перед началом посевных работ. Этот аппарат равномерно культивирует землю при этом не переворачивая почвенные пластины.

Мотоблок тщательно рыхлит верхние слои плодородного грунта, быстро избавляет от сорной растительности и равномерно распределяет удобрение по всему периметру. Его широко применяют для обработки теплиц, парников и грядок.

Дополнительное оборудование для мотоблока позволяет косить траву, выполнять мульчирование и окучивание кустов. В специализированных отделах, представлен широкий выбор насадок, которые делают его универсальным агрегатом для работы на дачном участке.

Какими возможностями обладает мотоблок?

Покупая мотоблок для приусадебного участка, многие начинают использовать его для обработки земли. Далеко не каждый садовод любитель знаком с его механическими возможностями.

Множество дополнительных функций позволяют выполнять самые разнообразные виды работ. Чаще всего это:

  • вспашка;
  • посадка;
  • окучивание;
  • выкопка;
  • покос травы;
  • зимние работы;
  • транспортировка и перевозка грузов.

Вспашка осуществляется при помощи специального плуга, которая фиксируется в нижней части устройства. Он помогает вспахать более глубокие слои грунта, при этом перемешивая их между собой и аккуратно культивируя.

В результате этого, почва обогащается кислородом, что повышает её плодородность. За 2-3 вспашки необработанная поверхность превращается в полноценный земельный участок.

Окучивание производят при помощи насадки окучника. Она позволяет равномерно обработать ряды картофеля. Благодаря ей, верхние слои почвы насыщаются кислородом. Растение начинает быстро плодоносить.

Посадка и высадка осуществляется с помощью необычной насадки в которой располагают посадочный материал. Он высаживается на необходимую глубину.

Выкопка урожая проводится плоским плугом. Мотоблок аккуратно передвигается по междурядью, тем самым поднимая верхние слои земли вместе с содержимым кустов. Современные модели обладают специальными ограничителями, которые предотвращают порчу урожая.

Уход за газоном включает в себя роторную насадку, которая стрижет траву до нужной высоты. В некоторых комплектациях идет специальный аэратор. Он позволяет обогатить почву кислородом. В результате этого, растительность начинает быстро и интенсивно расти. Газон получается плотным и ярко – зеленым.

Зимние работы выполняют снегоуборочной лопатой, которая фиксируется на внешней части оборудования. Снежные массы равномерно располагаются по обеим сторонам дорожки.

Классификация мотоблоков

В продаже представлено несколько видов мотоблоков. Каждая модель имеет характерные особенности. Они обладают преимуществами и недостатками. К ним относят:

Сверхлегкие модели. Это самый популярный вид оборудования среди дачников и садоводов. Они способны обработать до 30 соток земли за один раз. Размер мотоблока варьируется в пределах 1 м х 80 см. Модель имеет минимальный вес и обладает хорошей маневренностью.

Легкие мотоблоки. Эти аппараты имеют вес до 70 кг и обладают широким спектром действий. Они делают глубокую вспашку, рыхление и окучивание.

Средние. Эти устройства обладают высокой выносливостью и максимальной работоспособностью. Лучшими производителями мотоблоков считаются зарубежные производители. Такие модели имеют множество комплектующих. Помимо земляных работ, здесь можно ухаживать за приусадебной территорией.

Тяжелые модели. Они считаются профессиональными устройствами для осуществления масштабных видов работ. Такие мотоблоки имеют до 10 л. с. Устройство такой машины оснащено полноценной шести ступенчатой коробкой передач. На фото мотоблока показана данная разновидность сельскохозяйственной техники.

Losiash62 › Блог › Выбираем мотоблок, или 30 лет эволюции впустую.

Здравствуйте! Хоть сайт Д2 и посвящен автомобилям, в блогах пользователей чего только не найти. Будете удивлены и не раз, но я исчерпывающей информации по мотоблокам так и не нашел. Форумы колхозников и фермеров, — э то долго и безрезультатно, а типовые статьи от копирайтеров — «как выбрать и купить мотоблок» не вызывали доверия ибо они дичь! (Друзья, я понимаю что тема эта скучная, и далека от интересных статей драйв2, но тем кто осилит весь текст, в конце публикации бонус!).

В первом случае, на тематических форумах, тебя начинают грузить, сколько у кого поголовье поросят в этом году, и пытаются выведать, а как у тебя с урожаем в прошлом. А интернет публикации на заказные темы выдают себя с первых строк, поскольку начинают откровенно «лить воду» набивая себе стоимость статьи, и рассказывая все от сотворения мира и до сегодняшнего дня. Причем, что обидно, мне, как любителю своего писательского дела, и инженера по образованию, так это откровенные технические ляпы в подобных публикациях. Более того, пытаясь хоть как то найти полезную инфу, уже через пол часа листания сети голова идет кругом. В общем тоже не вариант.

Поэтому по крупицам я собрал, воедино, то немногое что нашел в сети, отсмотрел на ютубе, и в чем имею практический многолетний опыт. Было решено излить сии потуги на страницы личного блога. Ведь проблема есть, а вот решений не много. Вдруг кому потребуется подобного рода информация, я буду рад, если смогу помочь.

Итак, с момента изобретения двигателя человек его стремился куда-нибудь пристроить. В некоторых случаях, это «куда-нибудь» выглядело противоречиво и необычно, но в сущности свою работу выполняло, и расползалось по миру миллионными тиражами.
Первый патент на мотоблок был выдан в Германии, аж в 1912 году. Изобретателями сего чуда и патентообладателями принято считать Конрада Фон Мейенбурга, и компанию Сименс-Шуккертверке. Они производили авиамоторы, самобеглые коляски, сельхоз технику и бытовую технику. В сущност, и с тех пор то ничего и не изменилось. Фактически это переднеприводный модуль он же ведущие колеса. В СССР их называли одноосный трактор, или пешеходный трактор.

Причем стоит сразу расставить точки над И и определить что есть мотоблок, а что есть мотокультиватор.
Если он изначально только под фрезерование и без колес, то это культиватор. Например самый распространенный мотокультиватор —«Крот». А вот если это колесная техника, способная тащить плуг, или прицеп, или еще какую навеску, но при этом допускает замену колес на фрезы и осуществляет фрезерование, то это есть мотоблок.
Причем хоть первый мотоблок и изготовили в СССР только в 1948 году где то в Перьми, термин «Мотоблок» начал использоваться только с 80х годов. Когда различные КБ и НИИ начали усиленно обеспечивать промышленной подобной малой механизацией.
Все мотоблоки делятся на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Если первые две категории в составе своем имеют только двигатель и трансмиссию, то в последних двух уже может быть и вал отбора мощности, или простенький шестеренчатый насос для гидравлики.
По понятным причинам типовой площади в 6 соток большинства горожан, самые распространенные мотоблоки это легкие и средние. Тяжелые, это излишне громоздко, в жигули не влезет, и разогнаться негде.
В общем, мой выбор, как и большинства Россиян, лег в сторону среднего класса мотоблоков. Н оказалось все не так просто.

Предыстория. В нашей семье с ранних 90х, живет и здравствует мотоблок «Каскад». Ранний, с капотом и фальш-фарой. Загляденье!

Красивого желтого цвета, с красным редуктором, и зубастыми колесами. Ему более 25 лет, и 10 лет назад он пережил операцию по замене карбюратора, пускача, а потом и мотора на китайский лифан (всборе), а пятью годами ранее замене подверглись детали трансмиссии. Причем стоит отметить, что переходных пластин не было, и все состыковки делались на коленке. Только потом интенсивно пошли в продажу мотоблоки с уже установленными китайскими и американскими моторами. Жаль, что пришлось отказаться от фальш-капота и фары, но что есть, то есть. Время обломало его гонор, обруталился, покрылся ржавчинкой, и одеревенел. Работал он не покладая фрез, на всех огородах нашей семьи, подчас вгрызаясь в целинные земли, и борясь с корнями деревьев.

Из полезных опций, которые он обрел за это время, отмечу только систему Круиз-контроля, в виде проволочки согнутой кольцом, которая фиксирует рычаг сцепления, и держит его нажатым. Сильно помогало на больших огородах, и легко сдергивается, если рука соскользнет. Почему об этой опции додумались только на 15ый год владения, не спрашивайте. Просто берите и пользуйтесь нашей идеей)))

Так вот. Имея достаточный опыт в общении с подобной техникой, потребовался новый мотоблок в другую деревню, и я начал мониторить рынок.
Рынок мотоблоков России сейчас это помесь совковых разработок и китайских технологий. Ничего путного не изобрели с времен распада совка.
Первый кандидат конечно для меня лично это мотоблок «Каскад» но их перестали производить и новый уже не купить. Двигатель в стандарте на каскаде ДМ-1, с жигулевским поршнем, нижними клапанами совершенно отвратительным приводом ГРМ и смазкой. Мне этот мотор запомнился плохим запуском, завести его было не просто, из за этого часто ломался пускач. К слову, именно шестерня привода грм и слизалась от времени.
Мотоблок «Каскад» это модернизированный мотоблок Луч. А «Луч» это детище пермского авиационного моторостроительного завода.(Меня всегда поражало, как мы на одном заводе делаем и ракеты и трактора с половниками) Дальнейшая модернизация «Каскада» это мотоблок «Ока».

Хотя в сущности от Луча до Каскада я не нашел изменений в конструктиве (может плохо искал). Модернезировался только цвет, и немного компоновка.
У этих мотоблоков редуктор выполнен по цепной схеме, сам корпус редуктора штампованный, стальной. Игольчатые подшипники первичного вала и обычные подшипники внизу на полуосях, закрытые манжетами.

Двигатели с этой трансмиссией от 6-8 л.с. Сейчас, для извращенцев и мазохистов еще производят бм-1, а для приличных и воспитанных граждан давно ставят Лифаны и Бригс энд Стратоны. Первые восходят к идеологии самого распространенного мотора Хонды, переписанной Китаем на новый лад, а вторые для меня темная лошадка. Но подозреваю, что восточные корни присутствуют и там. Привод сцепления рычажный с клиноременной передачей. 2 скорости вперед и две назад. Переключения пипкой на самом редукторе.

В общем, с Каскадом, Лучем, и Окой все понятно. Проверенная классика мотоблокостроения, простая и распространенная. Никаких инноваций, а может оно и к лучшему. Начинаю смотреть, что есть еще.

Ярко-голубые с белым мотоблоки «Нева» давно примелькались на садовых участках. Двигатели тут от Субарей, жаль не оппозитных, и до китайщины. Присмотрелся к мотоблоку «Нева».

Первый мотоблок Петербургского завода сошел с конвейера в 1984 году. Ранее завод выпускал моторы, еще раньше армейские подрывные машины и мотоциклы. А так же трансмиссии к Фордзон-Путиловец.
Вроде бы все тоже самое, и редуктор цепной, иногда правда есть и шестеренчатый. Но, во первых, расстроило что он из «авиационного металла», а во вторых, собран на бронзовых втулках. Прочитал много отзывов, и совершенно расстроился.

Мотоблок «Луч» МБ-1: технические характеристики

Мотоблок «родом из СССР»

Мотоблоки старых марок, разработанные и выпускавшиеся в 80-х годах, к которым относится и «Луч МБ-1», отличаются максимально простотой конструкции и элементарностью всех инженерных решений. Эта, разумеется, весьма далёкая от идеала, лёгкая сельскохозяйственная техника ещё была изготовлена из очень крепкой и качественной стали. И отличается удивительной надёжностью и долговечностью (чего нельзя сказать о большинстве современных мотоблоков). «Луч МБ-1» – это устройство, на котором можно обрабатывать свой огород практически всю жизнь. При условии должного ухода, количество поломок и ремонтов сводится к минимуму.

О производителе и истории модели «Луч МБ-1»

Мотоблок «Луч МБ-1» находится в одной линейке с ещё несколькими модификациями такой техники, которые отличаются только названиями, но очень похожи как внешне, так и конструкцией всех деталей и узлов. И заводской индекс у всех одинаковый – «МБ-1» (есть ещё абсолютно идентичный вариант, отличающийся только формой топливного бака – «МБ-5040»).

Названия же для своей продукции выбирали предприятия-изготовители, многие из которых относились к военно-промышленному комплексу и авиационной промышленности. Предприятием-изготовителем мотоблока «Луч МБ-1» было Пермское производственное объединение «Моторостроитель» имени Свердлова (ныне – АО «ОДК «Пермские моторы»), производитель авиационных двигателей.

Восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века стали для этого завода временем, когда его продукция «спустилась с небес на землю». Линейка выпускаемой техники пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций.

А также, в свете всеобщей «моды на конверсию» – товарами народного потребления, среди которых с 1985-го года оказался и «Луч МБ-1». В прежние годы производить мотоблоки в Советском Союзе не было никакого смысла: на них отсутствовал спрос на рынке. Личные огороды вспахивались и культивировались колхозными тракторами, либо бесплатно, либо за умеренную плату. Бензина и дизтоплива в хозяйствах всегда было много, и стоили они сущие копейки. Годы разрушения прежней системы сельского хозяйства в масштабах всей страны – вторая половина 80-х и все 90-е годы – стали временем распространения производства и применения отечественных мотоблоков.

Основная продукция завода «Пермские моторы».

В настоящее время (точнее, уже с начала 2000-х годов) мотоблоки «Луч» и прочая непрофильная «мелкая» техника выведена из списков выпускаемой пермским заводом продукции: оно снова делает только турбореактивные авиационные двигатели и промышленные газотурбинные механизмы. Это также общероссийская тенденция: от производства мотоблоков отказались повсюду на подобных предприятиях.

Однако многие из реализованных ещё в прошлом веке мотоблоков «Луч МБ-1» не только находятся в работоспособном состоянии, но и отрабатывают сезон за сезоном без серьёзных поломок; переходят из рук в руки, считаются привычным помощником в хозяйстве семей из разных регионов России и СНГ. Далеко не каждый механизм способен продемонстрировать подобную долговечность в использовании.

Конструкция данной техники настолько универсальна, что аналоги мотоблока «Луч МБ-1» до сих пор производят китайцы, а также несколько предприятий в России, которые, под видом собственного производства, делают данные мотоблоки из тех же китайских деталей и комплектующих.

Краткое описание мотоблока, его предназначение и сфера применения

Мотоблок «Луч МБ-1» представляет собой компактный, сравнительно лёгкий агрегат для обработки почвы на приусадебных участках и огородах, а также для некоторых других сельскохозяйственных работ. Он максимально прост по конструкции и достаточно удобен в эксплуатации. Обслуживание и ремонт также не являются чем-то сложным, требующим специальных знаний или подготовки. Достаточно будет только прочитать руководство по эксплуатации. А запасные части доступны и стоят недорого.

Совместимость мотоблока с дополнительными навесными орудиями хорошая, но при их использовании с «МБ-1», разумеется, необходимо внимательно отнестись к указаниям, изложенным в руководстве по эксплуатации на каждое навесное орудие. Мощный и экономичный четырёхтактный двигатель позволяет использовать мотоблок в различных хозяйственных работах.

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»

Конструктивно данный мотоблок состоит из следующих основных частей: двигателя; механизма сцепления; редуктора; рукояток с органами управления; двух ошинованных колёс (либо четырёх культиваторов). О двигателе подробности – далее по тексту. механизм сцепления предназначен для передачи энергии крутящего момента коленчатого вала от двигателя к редуктору и состоит из двух ремней; шкива переднего хода; шкива заднего хода; ведущего шкива; шкива редуктора, тяг; рычагов переднего хода и заднего хода, и пружин.

Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи энергии вращения от шкива редуктора к колёсам и рабочему оборудованию. Редуктор цепной состоит из двух половин корпуса; цепей; вала переключения; ручки переключения; трёх блоков звездочек и выходного вала.

Органы управления, расположенные на рукоятках, используются для изменения режимов работы двигателя и направления движения мотоблока. Они состоят: собственно, из руля; рычага управления мотором; ручки переключения передач. Руль крепится четырьмя болтами к угольникам редуктора, и он снабжён регулировкой по высоте.

На правой ручке руля винтом крепится рычаг управления двигателем, который тросом через рычаг и пружину соединяется с дроссельной заслонкой регулятора. На левой ручке руля, сверху, установлен рычаг переднего хода, который через тягу, цепочку и пружину соединяется со шкивом переднего хода. А снизу, на этой же левой рукоятке, установлен рычаг заднего хода, который через цепочку, тягу и пружину соединён с рычагом, на котором установлен шкив заднего хода. Трансмиссия обеспечивает работу на 2-х передних и 2-х задних передачах.

Колёса на мотоблоках «Луч МБ-1» бывают как пневматические, так и из литой резины, размер – 4,00×10″. Наружная часть протектора, чаще всего, выполнена в виде традиционной «ёлочки», и при установке на мотоблок таких колёс их нужно ставить углами вперёд. А для получения наилучших результатов при пахоте, окучивании и выкапывании корнеплодов есть смысл заменить резиновые колёса на металлические, с грунтозацепами. Вместо колёс на выходной вал редуктора можно устанавливать культиватор.

Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть

Мотоблок укомплектован двигателем марки «ДМ-1». Это четырёхтактный одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор воздушного охлаждения, рабочим объёмом 316 кубических сантиметров, мощностью 3,7 кВт (5 лошадиных сил). Диаметр поршня – 76 мм; ход поршня – 70 мм. Система смазки двигателя – разбрызгиванием и в масляном картере; система зажигания – бесконтактная, электронная, со свечой «А17В» (AII-I ГОСТ 2043-75).

Запуск осуществляется встроенным ручным стартером. Направление вращения коленчатого вала – против часовой стрелки (вид со стороны шкива коленчатого вала). Допускаемый угол наклона двигателя – не более восьми градусов.

Стрелкой указан винт регулировки подачи топлива в карбюратор мотоблока «Луч МБ-1».

Современные китайские аналоги «МБ-1» комплектуются двигателями «Лифан», «Лианлонг», «Вангуард», «Бриггс энд Страттон». А также мотором «КАДВИ 168F-2A» («Калужский двигатель»), который производится в Калуге из иностранных комплектующих и по своим техническим характеристикам аналогичен «ДМ-1». Вообще, для своего времени «ДМ-1» был очень прогрессивным вариантом двигателя для компактной сельхозтехники. Многие мотоблоки тех лет комплектовались не четырёх-, а двухтактными моторами.

Замену масла в двигателе нужно производить через первые пять часов работы. Далее – через каждые 25-30 часов работы. Для мотора мотоблока «Луч МБ-1» подходит масло моторное автомобильное минеральное для карбюраторных двигателей. Замена масла в трансмиссии мотоблока производится через каждые 100 часов работы.

Трансмиссия у «Луча», как и у всех старых мотоблоков – червячно-зубчатая. Это самый простой вариант, но именно он наиболее надёжный и долговечный.

Сцепление на мотоблоке ручное, с приводными клиновыми ремнями. Передача и oт двигателя к редуктору (передний и задний ход), и от двигателя к навесным орудиям – клиноременная. Цепной понижающий редуктор: I передача – 1:17, II передача – 1:7.

Технические характеристики в цифрах

  • Масса мотоблока – 100 кг.
  • Скорость передвижения – от 3,6 до 9 км/час.
  • Габаритные размеры: длина – 1,5 м; ширина – 60 см; высота – 1,15 м.
  • Дорожный просвет – 140 мм.
  • Ширина рабочей колеи – 570 мм; транспортной колеи – 310 мм;
  • Минимальный радиус поворота – 1,1 м.
  • Тяговое усилие – не менее 100 кГс.
  • Ширина захвата культиватора техники – регулируемая, от 725 до 1200 мм; диаметр – 360 мм.
  • Среднее потребление топлива – от 1,5 до 2 литров бензина в час.
  • Объём топливного бака – 3,6 литра горючего.

Отзывы владельцев мотоблоков «Луч МБ-1»

Отзывы непосредственных пользователей советского мотоблока, в большинстве своём, сугубо положительные. Особенно импонирует людям его надёжность, неприхотливость, долговечность в использовании. Однако должного ухода данная техника требует.

Ничего сверхъестественного: следить за уровнем масла и не эксплуатировать мотоблок, если уровень масла в двигателе и редукторе меньше требуемого; не практиковать затяжную работу на максимальных оборотах и с максимальной нагрузкой; не нажимать одновременно рычаги переднего и заднего хода; не переключать передачи во время движения мотоблока, и тому подобное.

В смысле комфортности работы, мотоблок «Луч МБ-1», как и все аналогичные сельхозмашины его поколения, конечно, весьма далёк от идеала. Например, некоторые владельцы со временем поменяли глушитель на более тихий – изрядный шум во время работы действительно порядком мешает и «напрягает».

Есть положительный опыт использования мотоблока «Луч МБ-1» в качестве снегоуборщика, сенокосилки, транспортировщика грузов на тележке и даже приводного механизма для бура по рытью ям; кормодробилки.

Стоимость мотоблока «Луч МБ-1»

Новых мотоблоков данной марки на рынке нет: их перестали выпускать уже около двадцати лет назад. Существующие на данный момент аналоги, например, под названием «Ока МБ-1», и другие, китайского производства, стоят новые от 27 до 32-х тысяч рублей.

Подержанные мотоблоки «Луч МБ-1» пермского производства можно приобрести на вторичном рынке буквально по бросовой цене. Ведь все они имеют 20-35 летний возраст. за мотоблок данной марки в рабочем состоянии просят всего 5-10 тысяч рублей.

Встречаются даже предложения «отдать в хорошие руки в обмен на самовывоз» (но здесь уже, как правило, речь идёт о нерабочей технике, над которой надо ещё немало потрудиться, чтобы её «реанимировать».

Продажа по символической цене или даже дарение происходят чаще всего после того, как владельцы старого мотоблока (или уже их дети-внуки) приходят к выводу, что он напрасно уже ряд лет занимает место в гараже или сарае: работать им никто не собирается и вряд ли уже будет.

Оборотная сторона рекламного календарика мотоблока «Луч МБ-1».

«Луч МБ-1» стал одним из первых мотоблоков в истории нашей страны: его производство было налажено ещё тогда, когда даже слова такого ещё не было в русском языке. Он успешно прошёл серьёзную проверку временем: до сих пор его конструкция является основой для целого ряда современных мотоблоков китайского производства.