Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт вом мтз 80 своими руками

Ремонт вом мтз 80 своими руками

Заедание рычага управления валом отбора мощности и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления (стакана пружины) и износе кулачковой муфты переключения. Для определения причины неисправности механизма усиления снимают и разбирают стакан пружины (рис. 2.8.20).

Рис. 2.8.20. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе:
1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4— стопорный болт; 5— рычаг валика переключения

При разборке стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и операции выполняют в определенной последовательности. Сначала переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1. Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выворачивают регулировочный болт 2. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4. Неисправные детали заменяют. Для сборки также используют пресс или струбцину.

При неисправности кулачковой муфты переключения отсоединяют коробку передач от заднего моста и заменяют изношенные детали.

Продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМ или неравномерное его вращение свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.

Регулировку натяжения тормозных лент и рычага управления ВОМ проводят следующим образом. Снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до отказа регулировочные болты (рис. 2.8.22). Заворачивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и снимают механизм сервоусиления в сборе. Отсоединяют тягу от рычага управления ВОМ, выворачивают болты 8 до свободного проворачивания хвостовика ВОМ усилием руки, подсоединяют тягу к рычагу управления, при необходимости вращением вилки изменяют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.

Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора. Для этого отворачивают болты крепления задней крышки и выпрессовывают ВОМ в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). Затем снимают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и измеряют их толщину. Ленты заменяют новыми при толщине менее 2.5 мм.

Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ:
1 — люк;
2 — болт

Рис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ:
1 — регулировочные болты;
2 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления:
1 — стопорный болт;
2 — стакан;
3 — контргайка;
4, 8 — регулировочные болты;
5 — установочный болт;
6 — рычаг;
7 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.24. Спрессовка BOM в сборе:
1 — крышка;
2 — болт;
3 — технологический болт

Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент:
1 — тормозные ленты;
2 — крышка

Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, и следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.

В этом случае ВОМ снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках. Прокручивая хвостовик, осматривают зубья шестерен и рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ разбирают, дефектные детали заменяют (рис. 2.8.26).

Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM:
1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками; 9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан; 19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ

Водило планетарного редуктора заменяют (рис. 2.8.27, 2.8.28) при износе отверстий под оси сателлитов до размера более 20,2 мм, износе поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.

Замене подлежат: оси сателлитов (рис. 2.8.29) при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) при износе поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и износе посадочного места под наружную обойму подшипника 209 до размера более 85,12 мм; вал планетарного редуктора при износе посадочных мест до размера менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.

При подтекании масла из-под манжет у снятого ВОМ осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. Поврежденные прокладки заменяют.

При подтекании масла из-под хвостовика вала для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты, спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и т. д. Наиболее важные моменты разборки, сборки и регулировки заднего моста и ВОМ показаны на рис. 2.8.32—2.8.44.

Рис. 2.8.27. Спрессовка водила в сборе:
1 — водило;
2 — крышка ВОМ;
3 — съемник

Рис. 2.8.28. Напрессовка водила в сборе:
1 — водило;
2 — съемник

Рис. 2.8.29. Снятие сателлитов и осей сателлитов:
1 — водило;
2 — сателлит;
3 — ось сателлита

Рис, 2.8.30. Спрессовка барабана включения:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — трехлапчатый съемник

Рис. 2.8.31. Запрессовка барабана включения:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — съемник

Рис. 2.8.32. Снятие кулачковой муфты:
1 — кулачковая муфта;
2 — поводок;
3 — дифференциал;
4 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.33. Выворачивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни:
1 — установочный винт;
2 — вал;
3 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.34. Снятие стопорного кольца подшипника коронной шестерни с вала:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.35. Спрессовка стакана с подшипником коронной шестерни с вала:
1 — коронная шестерня;
2 — выколотка

Рис. 2.8.36. Извлечение стопорного кольца подшипника коронной шестерни из стакана:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — стакан

Рис. 2.8.37. Запрессовка подшипника в стакан:
1 — подшипник;
2 — стакан;
3 — ступенчатая наставка

Рис. 2.8.38. Напрессовка стакана с подшипником коронной шестерни на вал:
1 — коронная шестерня;
2 — вал коронной шестерни;
3 — кольцевой захват

Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста:
1 — отверстия под установочный винт;
2 — корпус заднего моста;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала:
1 — регулировочные прокладки;
2 — стакан подшипника

Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.43. Снятие стопорного кольца подшипника барабана включения:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — барабан

Рис. 2.8.44. Выпрессовка подшипника из барабана включения:
1 — подшипник;
2 — барабан;
3 — инерционный съемник

Обслуживание и ремонт ВОМ МТЗ-80(82)

ВОМ на тракторе МТЗ-80 и 82, как и на любом другом тракторе — это вал, который передает вращательный момент с двигателя на различное навесное оборудование. Располагается он сзади трактора.

Схема заднего ВОМ МТЗ-80(82)

На этой схеме отображены:

1 — Плита, 2 — Крышка ВОМ, 3 — Прокладка, 4 — Оси, 5 — Вал заднего ВОМ, 6 — Подшипники, 7 — Тормозные ленты с накладками, 8 — Подшипник, 9 — Втулка, 10 — Барабан, 11 — Солнечная шестерня, 12 — Водило, 13 — Сателлит, 14 — Ось сателлита, 15 — Подшипник, 16 — Шестерня коромысла, 17 — Стакан, 18 — Подшипник, 19 — Стопорные кольца, 20 — Вал, 21 — Муфта, 22 — Кожух ВОМ.

Привод ВОМ МТЗ-82 может быть как зависимым (частота вращения зависит от скорости движения трактора), так и независимым (частота вращения зависит от частоты работы самого двигателя).

При зависимом приводе ВОМ соединяется с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач трактора. В таком случае частота вращения ВОМ будет равна 3,5 оборота на каждый метр пути. Включать такой привод можно только на стоящем тракторе.

При независимом приводе ВОМ соединяется с маховиком двигателя, при этом скорость вращения уже не зависит от скорости движения трактора. Независимый привод имеет две скорости вращения: 540 и 1000 об/мин. Включать привод можно при заглушенном двигателе или при минимальных оборотах.

Переключение типа привода осуществляется из кабины. При повороте переключателя по часовой стрелке включается независимый привод, против часоврй — зависимый. В нейтральном положении вал отбора мощности выключен.

Обслуживание ВОМ

Техническое обслуживание ВОМ трактора МТЗ-80(82) это регулярная смазка трансмиссионным маслом, периодическая регулировка (о ней ниже), внешний осмотр резьбовых соединений, крышки и хвостовика на наличие подтеков масла.

Во время эксплуатации трактора и самого вала всегда обращайте внимание на положение рычага управления, он не должен упираться в полик кабины.

При увеличении хода или усилия на рычаге произведите регулировку ВОМ.

Регулировка ВОМ

При регулировке вала отбора мощности на МТЗ-80(82) нужно соблюдать следующую последовательность:

  1. Установите ось эксцентрика в ее изначальное положение, таким образом, чтобы нанесенная на ней риска была справа в вертикальном положении.
  2. Зафиксируйте такое её положение при помощи стопорных пластин.
  3. Отсоедините тяги.
  4. Открутите болты на стакане.
  5. Высвободите пружину.
  6. Снимите крышку люка с заднего ведущего моста для получения доступа к головке натяжного винта.
  7. Переведите рычаг в нейтраль и зафиксируйте положение болтом.
  8. Снимите стопорную пластину.
  9. Закрутите упорный болт в стакан.
  10. Переведите рычаг в положение «Включено».
  11. Установите тягу.
  12. Отрегулируйте люфт рычага.

После того как регулировка будет завершена необходимо вернуть все детали на свои места в обратной последовательности и затянуть болты контргайками.

В случае если вал начинает буксовать или он работает нестабильно, или для его включения требуется повышенное усилие или при других аналогичных проблемах необходимо отрегулировать еще и ленточный тормозной механизм:

  1. Поставьте рукоятку в синхронный режим и зафиксируйте в таком положении.
  2. Выкрутите гайку и снимите пластину со шлицов.
  3. Рожковым ключом поверните осевой механизм по часовой стрелке до нужного момента.
  4. Верните пластину на место и заверните все гайки.
  5. Снимите фиксирующий болт с рукоятки.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80: схема и ремонт

В сегодняшней статье мы детально рассмотрим такой механизм как вал отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82 и МТЗ-80, его схему и принцип работы, а также приведем полную инструкцию по его разборке и базовому ремонту. Почему сразу двух моделей, наверное, спросите Вы? – потому что их конструкция абсолютно идентична.

ВОМ трактора МТЗ-82 и МТЗ-80

Главное назначение данного механизма – привод активных машин, которые агрегируют с трактором. По месту расположения выделяют задний и боковой ВОМ. В моделях МТЗ 80 и МТЗ 82 используют комбинированный вал отбора мощности, поэтому он может иметь как зависимый (или синхронный), так и независимый привод.

Если привод не синхронный, то он связывается с самим маховиком двигателя, это обеспечит необходимую частоту вращения самого вала независимо от того с какой скоростью будет двигаться трактор, и будет ли включено или нет сцепление. Также сам привод может иметь следующие частоты вращения (540 и 1000 об/мин) при скорости вращения коленвала 2100 об/мин.

Что касается зависимого привода, то он связан с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механического редуктора КПП, поэтому в данном случае частота будет зависеть и составит 3,5 оборотов на метр пути.

Схема ВОМ МТЗ 80 и 82

Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.

К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.

Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.

Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.

Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80

Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.

данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.

По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.

Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.

Как видите схема довольно проста к восприятию.

Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82

Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.

В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.

Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80

Одной из главный проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.

В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.

Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.

Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.

Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.

Как обслуживать и ремонтировать ВОМ на тракторе МТЗ-82

ВОМ МТЗ — это узел транспортного средства, который передает вращательный импульс от силового агрегата к дополнительному оборудованию и другим системам. Вал отбора мощности МТЗ-82 расположен на задней части корпуса техники.

Схема вала отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82

Схема данной системы тракторного устройства включает в себя:

  • опорный диск сцепного механизма;
  • шестеренчатые детали ведущего типа;
  • боковой полунезависимый вал отбора и двухскоростной независимый вал;
  • шестеренчатые элементы и вал ведомого типа;
  • зубчатую муфту сцепления;
  • вал промежуточного и вторичного типа;
  • шестеренчатые детали привода и стопорный болт;
  • водило;
  • остановочный тормозной механизм.

ВОМ МТЗ-82 — схему и чертеж можно найти в руководстве пользователя.

Главный механизм — это редуктор заднего типа с 2 ступенями и механизм переключения зависимой и независимой формы.

Частота вращения осуществляется при помощи муфты, которая находится на шлице на машине. Устройство, ответственное за механическое управление ВОМ, — шестигранный элемент, расположенный на задней крышке корпуса сцепления.

Переключение кулачкового механизма задает привод: рычаг переводится вперед, и начинается работа всей системы, при переводе рукоятки в положение «Выключено» работа системы прекращается.

Рычаг может находиться в 3 положениях: если повернуть его по часовой стрелке, то установится зависимый тип; если повернуть рукоятку против часовой стрелки, то устройство перейдет в независимый тип; средняя позиция — это синхронный режим работы (перед установкой этого положения нужно отключить двигатель).

Регулировка вала отбора мощности

Регулировка ВОМ МТЗ (вала отбора мощности):

  1. Установить транспортное средство на специальную смотровую платформу.
  2. Установить ось центрального диска основной системы в исходную позицию.
  3. Нанесенная риска должна быть расположена с правой стороны в вертикальном положении, т.е. отметка «И» будет находиться справа.
  4. Зафиксировать риску при помощи стопорных пластинок и винтов.
  5. Отсоединить тягу.
  6. Открутить винты стакана, чтобы освободить пружинный механизм.
  7. Демонтировать крышку люка заднего ведущего мостового механизма, чтобы получить доступ к головке натяжного болта.
  8. Перевести рукоятку муфты в нейтральный режим и зафиксировать стопорным болтом М10*60. Он вкручивается в отверстие на рычаге, который должен находиться на задней части корпуса ведущего моста. После этого стопорную пластинку снимают, снять ее можно, демонтировав фиксирующую рукоятку.
  9. Завернуть упорный болт в наружный стакан до отметки «А» (27-31 мм в глубину).
  10. Переставить рукоятку в положение «Включено».
  11. Установить на место тяговый механизм. Затем отрегулируйте люфт рукоятки, установив необходимую зону качания рукоятки в среднее отверстие прорези управляющего пульта.
  12. Проверить вращение скорости на оборотах переключения заднего ВОМ.

После проверки вал обратно устанавливается на трактор МТЗ-82.

Нюансы регулировки

Дополнительно может потребоваться регулировка ленточного тормозного механизма в тех случаях, когда:

  • вал начинает буксировать;
  • рукоятка упирается в прорезь во время переключения;
  • для активации ВОМ необходимо усилие более 16 КГС;
  • наблюдается нестабильная фиксация в крайних положениях;
  • ВОМ включается неравномерно (он то не работающий, то работает).

Процедура регулировки ленточного тормозного механизма:

  1. Установить рукоятку в синхронный режим. Зафиксировать позицию рукоятки.
  2. Вывернуть гайку и снять пластину со шлица хвостовиков.
  3. При помощи ключа рожкового типа провернуть осевой механизм по часовой стрелке до момента выбора промежутка между коробкой передач и ВОМ.
  4. Установить пластинку в исходное положение и закрутить все гайки на место.
  5. Вытащить из рукоятки стопорящий болт.
  6. Выполнить регулировку.
  7. Провернуть ось против часовой стрелки.
  8. Провести сборку механизма в обратном порядке.

Если после выполнения работ по регулировке тормозного механизма ось сместилась к левой части корпуса транспортного средства, то это значит, что у силового агрегата израсходовался корректирующий запас.

В таком случае нужно провернуть эксцентрик против часовой стрелки, вернув его в начальную позицию. После этого заново проводят регулировку вала.

Возможные неисправности

Возможные поломки, ремонт и неисправности:

  1. Заклинивание рукоятки вала на машинах: включение требует от водителя больших усилий. В этом случае рекомендуется осмотреть стакан пружины или муфту кулачкового типа на наличие повреждений и износ деталей.
  2. Нарастающий посторонний шум во время увеличения показателей крутящего момента. Такая неисправность может быть связана с износом шлицов ВОМа и элементов редукторного механизма планетарного типа. Также стоит осмотреть манжеты на эластичность и наличие повреждений.
  3. Вал работает нестабильно, рывками. Поломка может быть связана со шлицевыми соединениями механизма. Либо шестерня перемещается слишком свободно по основанию, т.к. у нее источились зубья. Необходимо отсоединить задний мост от кулачковой муфты. Сделать осмотр на ширину зазоров. Если зазор слишком большой, то рекомендуется заменить вал.
  4. Двигатель работает не на полную мощность. Следует заменить и отрегулировать ленточные тормоза.
  5. Хвостовая часть вала перемещается слишком свободно. В этом случае рекомендуется затянуть ослабленные гайки. Может потребоваться замена резьбы.

Следы смазки на крышке вала могут быть признаком износившихся манжет или прокладок механизма. Нужно снять ВОМ и заменить поврежденные элементы системы.

Читать еще:  Как собрать картинг своими руками
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector