Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вал отбора мощности своими руками

ВОМ на минитрактор своими руками – верное решение современного инженера

Для того чтобы широко распространенное сегодня навесное оборудование для мини-трактора могло функционировать, выполняя поставленные перед ним задачи, агротехника оборудуется валом отбора мощности, известного еще как ВОМ.

ВОМ – один из технических узлов машин специального назначения, через который мотор передает крутящий момент на навеску – плуг, борону, дождеватель, мульчер и многие другие разновидности адаптеров.

Практически все сельхозмашины оснащены задним ВОМом, в случае чего навески считают 3-точечными задними. Лишь в отдельных случаях, продиктованных конкретными производственными целями ВОМ может имеет переднюю локализацию.

Учитывая весомые преимущества данного механизма в процессе конструирования минитрактора может возникнуть вопрос – как сделать ВОМ у себя дома, о чем и будет идти речь.

Особенности ВОМ

Все имеющиеся модификации таких валов имеют стандартную скорость, которая может быть 1000 или 540 оборотов в минуту. По своим конструктивным особенностям они бывают:

  • зависимого типа – останавливают при выключении мотора, а вращательное движение самого вала инициируется муфтой сцепления;
  • независимого – главное сцепление сельхозмашины не влияет на его работу, а вращение исходит от отдельного вала;
  • синхронного – его крутящий момент определяется положением коробки переключения передач, а само название говорит о том, что его запуск производится синхронно с ней через соединительный вал.

Передача оборотов от мотора может производиться несколькими способами:

  • непосредственно – например, через ременную передачу или редуктор, что чаще всего используется в миниагротехнике;
  • опосредованно, минуя гидросистемы.

Кроме того, вращение вала может происходить в 2-х скоростных позициях:

  • константной – не зависящей от коробки передач;
  • переменной – имеет значение, четко пропорциональное скорости перемещения мини-трактора.

Нынешнее тракторное производство выпускает модели не только с 1-м ВОМом, а даже с 2-мя. В первом случае, желательно выбирать машину с передним размещением ВОМа, чтобы можно было ее использовать и для покоса травы, и для зимних снегоуборочных работ.

Устройство ВОМа

Состоит из таких элементов:

  • редуктора с 2-мя скоростями;
  • планетарного редуктора;
  • переключателя привода.

Планетарный редуктор в свою очередь состоит из :

  • водила;
  • шестеренки;
  • втулки с 3-мя саттелитами.

При помощи особых креплений он соединяется с валом, который заканчивается хвостовиком, который и производит отбор мощности.

Делаем ВОМ самостоятельно

Для того чтобы сделать собственноручно вал отбора мощности на самодельный минитрактор, предлагаем ознакомиться со следующим вариантом чертежа ВОМа, расположенным ниже.


В его конструкции можно выделить 6 ключевых позиций, нумерация которых соответствует легенде чертежа:

  1. передняя траверса;
  2. звездочка, которая здесь будет выступать в качестве ведущей;
  3. снова звездочка, только уже ведущая;
  4. вал промежуточного типа, снабженный шпоночным гнездом;
  5. подшипник;
  6. барабан тормоза.

Важно то, что упростить себе задачу можно и здесь, например, взяв готовый подшипник (лучше – шариковый), в количестве 2 шт. Отлично подойдет для этих целей старый соломотряс или картофелеуборочный комбайн, откуда их чаще всего снимают.

Локализация ВОМа – еще одна деталь, которую нельзя упустить

Агрегаты, которые впоследствии будут навешиваться на трактора, могут располагаться не только сзади, а спереди и даже сбоку. А это означает, что ВОМ, вернее его локализация, тоже может быть «плавающей». На задней траверсе трактора можно установить задний ВОМ, где кроме него размещены элементы трансмиссии.В случае бокового ВОМа используют корпус или из металла или из пластика, которые плотно закрепляется на коробке переключения передач. Чтобы к ним «подтянуть» карданные валы, которые и будут выступать в роли передатчиков вращения, концы вала оставляют открытыми. Они имеют вид коротких шлицованных валиков.


ВОМ на минитрактор самодельный – важное решение, которое позволяет сделать домашнюю технику современной и маневренной. Причем, по своим техническим характеристикам такие самоделки, который практически каждый может изготовить у себя в гараже или на заднем дворе, будут абсолютно не хуже производственных. Меняя адаптеры, такая техника будет трудиться и летом, и зимой, что особенно важно владельцам загородных домов или фермерских хозяйств.

ВОМ на самодельный трактор.

Привез из деревни тракторок. В этом году 35 лет со дня постройки «Чебурашки». Всё хорошо но для полного счастья не хватает ВОМ. Вижу два пути:1- от КПП через раздатку с помощью карданчиков вывести на зад, 2- подсмотрел сзади стоит редуктор к нему приделан стартер от легковушки. Выскажите пожалуйста все за и против, а мож кто и третий вариант подкинет.

mak_80; Для советов, нужно хотябы перечень агрегатов трактора перечислить!

Lysenko; Двигатель УД2, сцепление, КПП от ГАЗ-51 задний мост укороченный ГАЗ-51. Есть гидравлика насос НШ-10 распредилитель от Т-25 2-х секционный.

Мене вариант со стартером но берут сомнения. Стартер расчитан на кратковременное включение, там даже обдува никакого нет, а если я на огороде допустим с КК соток 10 картохи разогнать захочу он не сгорит или охлаждение какое калхозить надо?

mak_80 написал :
Стартер расчитан на кратковременное включение, там даже обдува никакого нет

В журнале «Моделист-Конструктор» была статья об установке стартера в качестве тягового двигателя на электрокарт. Годики этак 70-е начало 80-х.

делай через гидравлику, ставь гидромотор и не парся пусть дороже но надежней и легче.

Читать еще:  Подъемные приспособления своими руками

vlad_reg84; А два НШ-10 справятся с этой задачей?

mak_80; и зачем два одного должно хватитьсмотря какой мотор и чтоему придется приводить в движение к нш10 подойдет гидромотор г15-22н на выходе 900 оборотов вот киловат мало смотря что крутить[

]( «картофелекопалка»)
это так в пример

]( «Schrägachsenmaschine/ bent-axis (axial piston) pump (motor)»)

]( «Bent-axis hydraulic motor animation and exploded view»)

vlad_reg84 написал :
и зачем два одного должно хватитьсмотря какой мотор и чтоему придется приводить в движение к нш10 подойдет гидромотор г15-22н на выходе 900 оборотов вот киловат мало смотря что крутить

А какме обороты насоса должныбыть, прото НШ стоит за ДВС и вращается примерно со скоростью 1000об/м а может и того меньше. А КК грохотную потянет?

mak_80; я не специалист поэтому не могу точно ответить все есть в тех характеристиках, найдите контору которая занимается гидравликой и посоветуйтесь со спецом ведь дело не только в нш а также в двс гидромоторе и агрегатах приводимых в движение у нш должно быть не больше 1500 оборотов.

я думаю потянет!
в селах у кого вом сломан на тракторах все делают на гидравлике.

Поработавши немного на тракторке пришол к выводу что УД-2 неплохобы поменять, а то аппетит у него не детский, да и хочется чего нибудь менее шумного и капризного. Вот и думаю чего выбрать среди нынешнего многообразия на достойную замену «ветерану»? Вот к примеру Кипор KG390 13л.с. или дизель KM186 9л.с., больше склоняюсь к дизелю, думаю меньшую мощность должен компенсировать крутящий момент.

Как сделать ВОМ

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Народ, подскажите как лучше сделать ВОМ на своем минитракторе. Двигатель т-25, коробка га3 51, задний мост уаз с кулачковым редуктором, гидравлика. Мне Вом нужен, чтобы его хватало на копалку типа КВГ-500. Может поставить гидромотор, только я не знаю какой подобрать. Помогите советом.

Народ, подскажите как лучше сделать ВОМ на своем минитракторе. Двигатель т-25, коробка га3 51, задний мост уаз с кулачковым редуктором, гидравлика. Мне Вом нужен, чтобы его хватало на копалку типа КВГ-500. Может поставить гидромотор, только я не знаю какой подобрать. Помогите советом.

А фото своего минитрактора и узлов можете выложить в ветку по минитраторам?

Поставить привод НШ на коробку,а вместо насоса поставить ВОМ.Насос переставить на храповик колнвала,соотвественно приложить руки.

выводиш от коробки передач кардан на зад трактора к валу кардана привариваеш звездочку и звездочку на вал на который будет крепится масляный насос соединяеш цепю на гидравлику все работает буду у родственика в деревни сниму на фотик у него ета байда уже давно косилку польскую тягает без проблем у нас практикуют на минитрактора ставят коробку зиловскую и мост газ 53 у зиловской первая пониженая

Все, что вы пишите хорошо, но какой именно гидромотор надо и насос под него. Они ведь разные бывают. А усилие необходимо большое + обороты приличные. Может сделать так: насос снять с коробки перекинуть его на храповик, а в разьем коробки и приспособить кардан, который ми послужит источником ВОМа., только я вот не знаю сколько выдает коробка газ 51 оборотов и выдержит ли она тогда такую нагрузку. Может кто так делал.

в воскресенье буду в деревне скину фотки гидромотор не нужен там ставится масляный насос нш 32 только не знаю на сколько зубьев звездочки и приводится насос от кардана который идет на вом

сфотогравфируй пожайлуста подробнее и покрупнее. Только вот хватит ли такого ВОМа для копалки?

на сколько я знаю есть машины газ 51 вернее были так у них щетка для подметания улиц приводилась карданом от коробки

вот самоделка с вом двигатель т-25 коробка газ 53 мост газ 51

Большое спасибо за вотки. Я так и думал сделать.Только интересно как подходит сам кардан (на который приварена звездочка) к коробке передач и как он подсоединяется. Я так понимаю что он подходит к месту, где обычнос стоит насос нш. Какой механизм его крепления. Если не в лом посмотри пожайлуста и если можно с фотками.

Разъясните, пожалуйста, как защищается ВОМ от перегрузок и можно ли его сломать?

Я ем только ложкой. Не покупаю полиэтиленовые пакеты.
Это МОЙ ВКЛАД в сохранение природы.

VaKula а никак он не защищается. Да и при таком моторе его не сломаеш — заглохнет
А решение на фотках, на мой взгляд, не удачное: Зависимость вом от нш (может на фотках чего не хватает); зависимость и вом и нш от сцепления.
А вот такой вариант: Вом разместить под тракторком, привод — ременной с носка КВ (вкл/выкл натяжением) ?. Передаточные не сложно менять — шкивы подобрать — не шестерни в коробке точить .
Недостатки есть конешно: Большую мощность не передать (если конечно не ставить многоручьевые шкивы), и уменьшится дорожный просвет именно под ведомым шкивом.
Ну смотря для чего кому вом нужен- может и такой вариант кому сгодится.

Читать еще:  Реечный подъемник своими руками

ПАШЕТ, ВОЗИТ И ДАЖЕ ПИЛИТ

Необходимость построить мини-трактор появилась у меня одновременно с приобретением в начале 80-х годов садово-огородного участка (получением, как говорили тогда). Эти заветные шесть соток надо было разрабатывать и благоустраивать. Хотелось построить и дачный домик. Без механизированного помощника в таком деле обойтись было бы нелегко. Промышленность же подобных машин в то время почти не выпускала и достать их даже по знакомству было практически невозможно, если ты не ветеран войны.

Во многом конструкцию мини-трактора предопределило то, что на месте застройки отсутствовало электричество, а значит, двигателю трактора предстояло стать приводом для многих строительных агрегатов: бетономешалки, циркулярной пилы и т.д. а тот момент у меня имелся двигатель Д-3 со всеми устройствами, необходимыми для его работы: карбюратором, магнето, радиатором. Аналогичные моторы для приводов генераторов стояли в середине прошлого века в тех сельских клубах, где не было электричества, которое и вырабатывали с помощью таких вот движков, чтобы можно было «крутить» кино. Этот мотор и стал «сердцем» моего моторизованного помощника.

Коробка передач взята от автомобиля ЗАЗ-965, колеса — от мотоколяски С3Д. Остальные узлы самодельные, в том числе и пространственная рама. Изготовлена она в основном из швеллеров и уголков различного сечения. Сварки тогда у меня еще не было и поэтому все соединения ее силовых деталей — на болтах М10, а вспомогательных — на болтах М6. Ребра с прокладками на задней раме соединены заклепками.

Универсальный мини-трактор (на виде сбоку левые колеса условно не показаны):

1 — кик-стартер; 2 — двигатель Д-3; 3 — радиатор; 4 — передняя полурама; 5 — топливный бак; 6 — рулевая колонка; 7 — рычаг переключения передач; 8 — механизм включения вала отбора мощности; 9 — сиденье; 10 — задняя полурама; 11 — фланец вала отбора мощности; 12— глушитель; 13 — колесный редуктор (2 шт.); 14 — балка заднего моста; 15 —левая подножка; 16 — корзина сцепления и коробка передач; 17— капот; 18 — пробки топливного бака и радиатора; 19 — колесо (от мотоколяски С3Д, 4 шт.)

Передняя полурама (соединение всех деталей— болтами М10):

1 —ось переднего колеса (сталь 45 , d85, L138, 2 шт.); 2 — лонжероны (швеллер № 8, 2 шт.); 3 — подкос (уголок№7,5, L165, 2 шт.); 4 — косынка (Д16, лист s10, 100×100, 2 шт.); 5 — угольник проушины (уголок № 6,3, L154, 4 шт.); 6— стойка (уголок № 6,3, L368. 2 шт.); 7— подмоторный кронштейн (СтЗ, лист s5. 180×165, 2 шт.); 8— траверса (швеллер № 5, L435); 9 — сектор крепления колесного редуктора (уголок № 6,3, 2 шт.); 10 — подкосный кронштейн (СтЗ,лист s5, 190×156); 11 —планка (Д16. лист s5, 170×20, 2 шт.)

Задняя полурама:

1 —ушко (алюминий, s40, 2 шт.); 2 — стойка (швеллер № 5, L315, 2 шт.); 3 — втулка (бронза, труба 20×4, L40, 2 шт.); 4 — стыковочная плита (СтЗ, лист s10); 5—корпус (сталь 45, труба 140×20, L120); 6 — стяжная шпилька М12 (сталь 25, пруток d12, L150, 4 шт.); 7 — подшипник 1000915 (2 шт.); 8 — вертлюжная втулка (сталь 45,d80x10, L185); 9 — горизонтальное ребро (сталь, уголок № 6,3, 4 шт.); 10 — поперечина (сталь, уголок № 6,3); 11 — задняя плита (Д16, лист s 10); 12 — балка заднего моста (сталь, швеллер № 8, 2 шт.); 13 — осевой кронштейн (сталь 45. 2 шт.); 14 — ось заднего колеса (от мотоколяски СЗД); 15 — прокладка (сталь 20, лист s2, 298×110); 16 — стопорное кольцо (сталь 45, лист s15, d90); 17 — штифт (сталь, пруток d6,4 шт.); 18 — боковая накладка (сталь, уголок № 6,3, 2 шт.)

Вал отбора мощности (ВОМ):

1 — механизм включения ВОМ; 2 — выходной вал механизма; 3 — первое колено ВОМ с вилкой; 4 — передняя крестовина; 5 — передняя полурама; 6 — верхний болт-ось шарнира вертикальной оси «перелома» рамы; 7 — фланцы крестовин; 8 — задняя крестовина; 9 — стойка задней рамы с переходной плитой; 10— второе колено ВОМ с вилкой; 11 — подшипник 206 (2 шт.); 12 — распорная втулка; 13— корпус переднего подшипникового узла; 14 — шарнир; 15 — вертлюжная втулка; 16—подшипник 1000915 (2 шт.); 17 — стопорное кольцо; 18 — штифт(4 шт.); 19 — третье колено ВОМ; 20 — подшипник 205; 21 — приводной фланец

Привод ведущего колеса:

1 —диск колеса (от мотоколяски СЗД); 2 — ступица; 3 — переходник (сталь 20, лист sl8, 0180); 4 — наружная распорная втулка (сталь 20); 5 — шарикоподшипники 205 (4 шт.); 6 — винт М10; 7 — наружная крышка; 8 — ось; 9 — внутренняя распорная втулка (сталь 20); 10 — виит Мб крепления наружной крышки (6 шт.); 11 — внутренняя крышка (сталь 20); 12 — гайка М10 крепления ступицы (6 шт.); 13 — винты М10 крепления колеса (6 шт.); 14 — кожух редуктора (СтЗ, листвг); 15—ведомое зубчатое колесо (z = I7,m = 3); 16—бандаж (сталь 20, лист s25, d275); 17 — барабан (доработанный тормозной диск от ВАЗ); 18 — лонжерон передней рамы; 19— штифт (сталь 45, 3 шт.); 20 — корпус подшипников (сталь 20, 2 шт.); 21 — шайба (сталь 20, d15x3, 6 шт.); 22 — болты М8 (6 шт.); 23 — поводки (сталь 45); 24 — полуось; 25 — крышка с манжетой; 26 — болты М8 крепления поводка; 27 — пластинчатый диск (ВТ-1-0, лист s0,5, 80×80, 4 шт.); 28 — защитная шайба (резина); 29 — распорное кольцо (сталь 20); 30 — распорная втулка (сталь 20); 31 — крышка кожуха редуктора (СтЗ, лист s2, 410×340); 32 — ведущий вал-шестерня (z = 67, m = 3)

Читать еще:  Эвакуатор своими руками

Главная особенность рамы — она сочлененная, как у настоящего большого трактора (К-700 или Т-150), и состоит из двух полурам: передней (подмоторной) и задней (рулевой).

Сложность конструирования переломного узла заключалась в том, что через него должен был проходить еще и вал отбора мощности. Но мне удалось решить эту задачу достаточно просто, пропустив промежуточный кардан-колено этого вала на своих подшипниках через вертлюжную втулку и закрепив задний конец вала в подшипниковом узле, смонтированном на «транцевой» плите задней полурамы.

На передней полураме собраны почти все агрегаты и механизмы: двигатель с коробкой передач, бензобак, редукторы ведущих передних колес, сиденье водителя и др.

На задней же полураме — только подшипниковые узлы и балка заднего моста. Эта часть рамы имеет воз-можность поворачиваться не только относительно вертикальной, но и вокруг горизонтальной оси, тем самым исключая зависание задних колес на неровной дороге. Эту возможность обеспечивает передний подшипниковый узел. Его наружный корпус жестко соединен шпильками с горизонтальными ребрами полурамы, а внутренняя вертлюжная втулка приварена к переходной плите, которая, в свою очередь, тоже жестко притянута болтами к стойкам переломного узла.

Подвесок колес как таковых на мини-тракторе нет. Оси передних колес жестко прикреплены к лонжеронам передней полурамы. Оси задних колес также жестко смонтированы в кронштейнах, которые наглухо привернуты болтами к швеллерам задней балки. Амортизация шасси происходит за счет оптимального давления воздуха в шинах колес, тем более что определить его нетрудно, ведь масса трактора практически постоянна.

Двигатель поначалу был установлен Д-3 — одноцилиндровый, четырехтактный, с жидкостным охлаждением. Мотор заводился кикстартером, зажигание — от магнето. Работая на самых низких сортах бензина, двигатель оставался неприхотливым и надежным. Главный его недостаток—маленькая мощность, всего 3 л.с. Поэтому, когда я приобрел двигатель УД-2 мощностью 8 л.с., то сразу установил его на мини-трактор. Этот мотор — двухцилиндровый, с принудительным воздушным охлаждением. Раму при этом не переделывал, только заменил подмоторные кронштейны. Правда, пришлось установить и другую стыковочную плиту для подсоединения к двигателю коробки передач с корзиной сцепления. Эти трансмиссионные агрегаты — от автомобиля «Запорожец». Коробка с корзиной развернуты на 180° по отношению к их положению на автомобиле. По этой причине колесные редукторы спроектировал так, чтобы они не только уменьшали число оборотов, но и изменяли вращение, передаваемое от коробки скоростей полуосями, на обратное.

Большое передаточное отношение колесных редукторов позволило обойтись без тормозов. Скорость и масса трактора небольшие, и он быстро останавливается при «выжиме» сцепления уже сам по себе.

Механизм включения вала отбора мощности:

1 — коробка передач; 2 — шпонка; 3 — шпилька М10 крепления механизма; 4 — крышка (Д16); 5 —шестерня (сталь ЗОХГСА); 6 — корпус (Д16); 7 — крышка (Д16, лист s8, 70×50); 8 — поводок (сталь 45); 9 — винт фиксатора положения ползунка; 10 — рычаг (сталь 25); 11 — ось рычага (сталь 45, пруток d8, L50); 12 — ползун (сталь 45, пруток d12, L105); 13 — приводной вал (сталь45, пруток d25,1 225); 14 —шарикоподшипник 104(2шт.); 15 — крышка (Д16, листв8,90×50); 16 — ограничительная втулка (сталь 25)

Мини-трактор в «связке» с деревообрабатывающим станком

Колеса от мотоколяски СЗД подошли к конструкции мини-трактора как нельзя лучше не только по массе, но и по размеру. Ко всему, диски с ободьями у этих колес — разътрактора небольшие, и он быстро останавливается при «выжиме» сцепления уже сам по себе.

Колеса от мотоколяски СЗД подошли к конструкции мини-трактора как нельзя лучше не только по массе, но и по размеру. Ко всему, диски с ободьями у этих колес — разъемные, что значительно упрощает их разборку для ремонта камер при проколах.

Управление мини-трактора хотя и не совсем обычное — посредством перелома рамы, но осуществляется серийным рулевым механизмом (от автомобиля «Москвич») и системой тяг с качалками и кронштейнами.

Вал отбора мощности (ВОМ) приводится во вращение через самодельный механизм, смонтированный на коробке передач. С помощью рукоятки на корпусе механизма шестерня, посаженная на вал механизма, вводится в зацепление с шестерней первичного вала коробки скоростей, передавая вращение многоступенчатому ВОМу. Многоступенчатость обусловлена «переломной» конструкцией рамы и поэтому вал отбора мощности выполнен из нескольких колен в виде карданного вала с двойным шарниром (крестовиной) в месте сочленения передней и задней полурам.

«Жизнь» мини-трактора была не столь уж долгой, но поработать во время нескольких дачно-строитель-ных сезонов ему пришлось немало. В конце концов я его разобрал, установив двигатель на стационарный деревообрабатывающий станок. Остальные же узлы и агрегаты с небольшими переделками использовал в конструкции дачного мини-грузовичка. Но это уже тема для другого разговора.

Е.ЕВСИКОВ, г.Люберцы, Московская обл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector