Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает цепь бензопилы

Цепи для бензопил

Эффективность работы бензопилы и качество распила древесины во многом зависит от цепи, установленной на садовый инструмент. Для того, чтобы покупатели смогли быстро выбрать те, или иные цепи, производители делят свою гарнитуру на определенные виды. Они отличаются друг от друга размерами, характеристиками и возможностями. Об этом нужно помнить, выбирая цепи для выполнения тех, или иных хозяйственных работ.

Какие бывают цепи для бензопил?

В зависимости от предназначения, то есть, от планируемого направления распиловки древесины, цепи для хозяйственных пил делятся непосредственно на такие виды;

  • продольные – особенность гарнитуры этого типа заключается в том, что при ее монтаже и использовании на садовом инструменте производительность последнего увеличивается почти в 2 раза;
  • поперечные – установив поперечную гарнитуру с победитовыми напайками, оператор бензопилы получает возможность заметно снизить «агрессивность» садового инструмента и уменьшить нагрузку на встроенный заводской мотор, тем самым, сделав вибрацию ДВС менее заметной.

Еще один важный для стабильной работы параметр, по которому постоянно делятся цепи – это их шаг. Шаг цепи бензопилы – это длина зазора между тремя звеньями.

На рынке встречаются гарнитура с такими характеристиками шага:

  • 0,25 или 1/4 » – этими деталями комплектуются одноручные бытовые пилы, не выделяющиеся высокой мощностью. Чаще всего садовые инструменты этого типа эксплуатируются для точного распила древесины и непродолжительной работы в условиях сильно ограниченного пространства;
  • 0,325 или 3/8 » – гарнитурой этого типа оборудуется большинство хозяйственных бензопил;
  • 0,404 или 3/4 » – твердосплавные пильные элементы этого типа имеют большие размеры. Их устанавливают исключительно на мощные профессиональные садовые инструменты, которые можно эксплуатировать для работы по газобетону.

Все имеющиеся детали для распиловки производятся с учетом того, что чем больше их размер, тем выше их производительность. Тем не менее, с увеличением габаритов пильных элементов возрастает заданная ширина распила древесины. Чтобы сделать сопротивление распиливаемого материала менее заметным, устанавливать крупную гарнитуру нужно только на пилы с внушительным запасом мощности.

Довольно часто производители делят пильные элементы по толщине их хвостовиков, которые обязательно должны совпадать с заданными величинами пазов штатных шин садовых инструментов. Соблюдение этого правила улучшит надежность крепления детали на шине, а также предотвратит соскальзывание гарнитуры.

Еще один важный параметр – это количество звеньев гарнитуры. Чем больше их число, тем быстрее бензиновая пила будет распиливать твердую древесину или выполнять работы по бетону.

Как работает система смазки цепи бензопилы?

Система автоматического внесения масла на пильную гарнитуру работает по довольно простому принципу. Смазка цепи бензопилы непрерывно выполняется под воздействием встроенного масляного насоса, скорость работы которого зависит от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Как только оператор нажимает на курок газа, повышая, тем самым, обороты ДВС пилы, шестерня, расположенная на главном валу мотора, увеличивает скорость вращения вала насоса.

Для стабильного взаимодействия шестерни и вала штатного насоса в комплектации бензопилы предусмотрена червячная передача. Во время увеличения скорости вращения вала насоса, помпа создает давление, необходимое для перекачивания масла по направлению к шине. Конец масляной магистрали находиться в той части, где расположена продольная штатная проточка. В этом же месте шина соединяется с заводским картером бензиновой пилы. Во время установки шины на используемый в быту садовый инструмент деталь соединяется с масляным каналом, по которому смазка беспрепятственно поступает к пильной гарнитуре.

Как смазывается цепь бензопилы?

Во время эксплуатации садового инструмента смазка бензопилы распределяется не только на шину, но и на используемую для распила цепь. Как только смазка попадает на штатную шину, начинает двигаться используемый пильный элемент, изначально оборудованный отверстиями или небольшими малозаметными проточками. При нормальной работе садового инструмента с повышением оборотов его мотора система смазки увеличивает скорость движения масла по шине.

В фирменную комплектацию некоторых пил входят отдельные регулировочные механизмы, главная задача которых – дать операторам возможность настроить количество масла, требуемого для смазки гарнитуры. Эта функция позволяет сэкономить смазку, уменьшить проскальзывание пильного элемента и предотвратить преждевременный износ рабочих органов пилы.

Достаточно часто начинающие вальщики не знают, чем смазывать игольчатый подшипник бензопилы. Лучше всего для этой цели подходят масла, выпускаемые брендами Husqvarna и Stihl. Внести масло для смазки этого элемента довольно просто. Для этого изначально потребуется обыкновенный шприц, который поможет быстро залить средство, не пролив его, и не допустив попадания в него пыли.

Как укоротить цепь бензопилы своими руками?

Длительная эксплуатация гарнитуры приводит к ее постепенному провисанию. Сталкиваясь с этим впервые, многие неопытные вальщики не знают что делать, если растянулась цепь на бензопиле. Чтобы решить проблему первое, что потребуется – это оценить уровень провисания. После этого можно приступать к подготовке инструментов, которые помогут укоротить цепь на бензопиле.

Последующий порядок действий должен выглядеть следующим образом:

  1. Вначале потребуется аккуратно рассоединить звенья в провисшей части гарнитуры. Сделать это болгаркой будет довольно сложно и опасно, особенно, если ремонтируется твердая алмазная цепь. Лучше всего рассоединять звенья при помощи надфиля или обыкновенного напильника. Выполняя процедуру, необходимо сточить каждую из сторон звеньев. Затем нужно вывернуть сточенные заклепки при помощи подготовленного бородка;
  2. Сразу после того, как оператор смог аккуратно расклепать цепь, необходимо отложить отсоединенный части гарнитуры. Выбрасывать их не нужно, так как потом они могут понадобятся для замены изношенных звеньев;
  3. После этого оператор должен равномерно переклепать цепь. Для этого нужно заранее посчитать зубья, имеющиеся в устройстве пильного элемента, и аккуратно соединить между собой оставшиеся звенья, используя заклепку. Для этого нужно плотно прижать боковые части звеньев к используемой заклепке;
  4. Далее можно переходить к сварке звеньев. Приваренные друг к другу элементы потребуется тщательно зачистить надфилем, в противном случае выпуклости другие следы сварки будут сильно царапать поверхность шины;
  5. Перед тем, как заклепать цепь бензопилы, нужно дать гарнитуре остыть. После этого бытовую дрель нужно оснастить предварительно подготовленной 7-сантиметровой стальной заготовкой, выточенной из обыкновенного гвоздя;

Довольно часто вместо заготовки и 2 надфилей для работ по укорачиванию гарнитуры в домашних условиях используется специальный заклепочник для цепей. Он позволяет быстрее и аккуратнее соединить звенья без необходимости их дальнейшей обработки напильником.

Как правильно натянуть цепь на бензопиле?

Известные бренды выпускают садовые инструменты с учетом того, чтобы установить цепь на бензопилу смог даже неопытный новичок. Для этого в устройстве практически каждой модели предусмотрен боковой натяжитель, который позволяет, как поставить цепь на бензопилу, так и подтянуть уже установленную гарнитуру. Благодаря этому механизму натяжка цепи на бензопиле может выполняться своими руками. В большинстве случаев производители пил предусматривают свободный доступ к натяжителю, за счет чего значительно упрощается замена ведущего ролика и других деталей механизма.

Установка цепи на бензопилу должна производиться только тогда, когда мотор и шина садового инструмента полностью остыли. Если проигнорировать это требование, то холодный пильный элемент на горячей шине может деформироваться. При чем, это довольно часто случается даже в тех случаях, когда устанавливается победитовая цепь для бензопилы.

Чтобы правильно одеть цепь на бензопилу, нужно соблюдать следующий порядок действий:

  1. Вначале нужно проверить, включена ли блокировка произвольного включения садового инструмента. Также владельцу пилы потребуется заранее включить инерционный тормоз;
  2. Далее нужно демонтировать защитную пластиковую крышку, расположенную с правой стороны пилы, и вывернуть винты;
  3. Затем потребуется определить, какой стороной ставить цепь на бензопилу. Производители советуют устанавливать гарнитуру таким образом, чтобы резец, расположенный в верхней части установленной шины, был точно направлен непосредственно в сторону вращения цепи;
  4. После этого нужно надеть защитные перчатки из плотного материала и начать медленно вращать гарнитуру на шине;
  5. Если оператор обнаружил, что используемый пильный элемент провис, его потребуется подтянуть. Для этого нужно поворачивать натяжитель до тех пор, пока деталь для распиловки не натянется;
  6. Затем нужно ослабить винты, которые в штатной комплектации предназначенные для крепления заводской шины;
  7. Далее потребуется вставить шину и завернуть винты.

В конце останется еще раз проверить натяжение пильного элемента. При правильной установке цепь не должна провисать и, при этом, не должна быть натянута слишком сильно. Лучше всего, чтобы при надавливании на нее указательным пальцем руки деталь провисала примерно на 0,5 см.

Как выбрать цепь для бензопилы?

Как начинающему, так и опытному пользователю очень важно заранее определить, какая цепь для бензопилы лучше. Сделать это довольно просто, если рассмотреть несколько важных критериев требуемого для работы пильного элемента.

К ним относиться:

  • соответствие конкретной модели садового инструмента – при покупке детали нужно учитывать мощность, крутящий момент и возможности бензопилы. Нередко в инструкциях по эксплуатации к некоторым моделям производитель указывает параметры гарнитуры, которая лучше всего подойдет для монтажа на используемую в хозяйстве бензопилу;
  • материал – при выборе гарнитуры нужно помнить, что стальная цепь изначально гораздо выносливее и надежнее алюминиевой. Однако и отремонтировать пильный элемент из стали будет сложнее ввиду возможных сложностей при заклепке элемента;
  • шаг – определить шаг цепи бензопилы можно только с учетом эксплуатационных условий садового инструмента. Если пила будет использоваться для выполнения несложных бытовых задач, то ее шаг должен составлять 1/4 «. Если инструмент должен эксплуатироваться для интенсивной валки леса, то шаг пильного элемента должен составлять не менее 3/8 «;
  • угол заточки гарнитуры – определить этот параметр поможет маркировка, указанная на таре пильного элемента;
  • количество звеньев, из которых состоит пильный элемент – покупатель должен помнить, что чем больше режущих звеньев, тем быстрее цепь будет распиливать древесину. При этом детали, состоящие из большого количества звеньев, быстрее растягиваются. Соответственно, их ремонт придется выполнять гораздо чаще;
  • длина гарнитуры – она должна соответствовать длине шины. В противном случае перед установкой пильный элемент потребуется укоротить;
  • возможность самостоятельной заточки цепи – самозатачивающаяся гарнитура гораздо проще в эксплуатации. Используя ее, владельцу пилы не потребуется тратить свое время на восстановление прежнего состояния режущих зубцов.
Читать еще:  Разбор бензопилы партнер

Если у владельца садового инструмента не получается самостоятельно подобрать цепь для бензопилы по размерам гарнитуры, то он может использовать таблицу пильных цепей. В ней собраны практически все самые популярные модели бензиновых пил с подходящими для них пильными элементами.

Устройство бензопилы и важные правила обращения с бензоинструментом

Бензопилы помогают быстро и эффективно очистить пространство от деревьев, возвести срубы или заготовить древесное сырье. Но чтобы правильно и безопасно работать с этим инструментом, полезно знать, что у него внутри.

Как устроена бензопила

Устройство бензопилы не слишком сложное. Основные элементы ее конструкции:

  • система зажигания;
  • карбюратор;
  • топливная система;
  • система очистки воздуха.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Система зажигания

В системе зажигания современных бензопил есть элементы, которые в зависимости от скорости пилы регулируют импульс. Большинство производителей сегодня оснащают свое оборудование электронным зажиганием вместо контактного.

Система электронного зажигания состоит из следующих элементов:

  • магнето;
  • свеча;
  • электронный блок;
  • электропроводка;
  • кнопка включения мотора.

Магнето — разновидность генератора переменного тока. Он подает электрическую энергию на свечу зажигания. Любое магнето состоит из катушки с сердечником и высоковольтными обмотками, маховика и магнита постоянного типа. Магнето бывают контактными или бесконтактными.

У контактного магнето есть два вывода обмотки. Первый идет к свече зажигания, второй — к земле. К такой схеме может подключаться конденсатор, чтобы контакты не перегрелись и не окислились.

В бесконтактном магнето регулятор подачи напряжения — катушка. Тиристор, диод и конденсатор регулируют величину тока. Электрическая сеть функционирует в такт с поступательным движением цилиндров и поворотом коленчатого вала. Однако схема соединения всех деталей бесконтактного магнето между собой зависит от модели пилы.

Зажигание работает таким образом:

  • магнит, закрепленный на маховике, вращается вместе с ним и индуцирует в системе электродвижущую силу;
  • в цепи возникает ток, который преобразуется с помощью электронного блока в электрические сигналы;
  • сигналы передаются на свечу;
  • между контактами свечи образуется искра, от которой загорается топливно-воздушная смесь.

В любом зажигании искра образуется, когда поршень двигателя не доходит до своей «мертвой точки» примерно 3-4 мм.

Свеча состоит из корпуса, изолятора и электродов: центрального и бокового. По ее состоянию можно зрительно определить неисправности зажигания.

После возгорания топливной смеси мотор начинает работать. Время от времени всю систему зажигания необходимо регулировать.

Карбюратор

На большинстве моделей бензопил карбюраторы устроены одинаково.

Они имеют заслонку в корпусе. С ее помощью регулируются оба винта (главный и холостого хода), диффузор, импульсный канал и входной штуцер. Также заслонка регулирует подачу атмосферного воздуха.

Понимание принципа работы карбюратора помогает правильно выполнять его регулировку. Он работает так:

  • двигатель запускается, в нижней части корпуса открывается воздушная заслонка;
  • внутри поплавковой камеры и в воздушном канале происходит разряжение, потому что поршень перемещается;
  • через диффузор всасывается воздух;
  • из бензинового бака через штуцер в поплавковую камеру попадает топливная смесь;
  • в диффузоре бензин смешивается с воздухом;
  • через впускные каналы топливно-воздушная смесь попадает в камеру сгорания.

С помощью заслонки можно регулировать интенсивность поступления воздуха в топливо, с помощью винтов — настроить обороты мотора, с помощью жиклера — скорость поступления бензина в диффузор.

Топливная система

Состоит из фильтра топлива, карбюратора и топливного насоса ручного типа. При этом насос есть не во всех бензопилах: в некоторых моделях бензин из бака поступает в карбюраторный узел просто по шлангу. Конец шланга с топливным фильтром погружают в бензин, и бензин прекращает поступать в узел карбюратора, когда бачок заполнен воздухом. Чтобы избежать этого, на крышку бака приделывают сапун: когда он загрязняется, мотор глохнет.

Топливный насос ручного типа позволяет заранее заполнять карбюраторный отдел топливом, поэтому мотор запускается быстрее.

Система очистки воздуха

Бензопилы оснащены системой предварительной и тонкой очистки, чтобы газ, используемый для составления топливно-воздушной смеси, был хорошего качества.

Предварительно воздух фильтрует сетчатый фильтр, потом — фильтры тонкой очистки.

Из-за загрязнения фильтров в узел карбюратора поступает меньше воздуха. Как следствие, падает мощность мотора. Чтобы это предотвратить, фильтры необходимо постоянно чистить: продувать или промывать.

Стартер

Стартером запускается мотор бензопилы. Механизм стартера состоит из рукоятки, троса, барабана и возвратной пружины.

Если резко вытянуть рукоятку с торсом, барабан сцепится с валом, вал начнет прокручиваться. Пружина поможет вернуть ручку в первоначальное положение. Чтобы за поворотом вала последовал запуск мотора, нужно будет вытягивать рукоятку не один раз.

Шаг цепи — промежуточное расстояние между тремя заклепками, располагающимися рядом.

Чем больше шаг цепи, тем больше и мощность двигателей, и ее производительность, и прилагаемые усилия для увеличения вращения приводной звездочки.

Зато цепи с малым шагом (больше зубьев и меньше расстояние между ними) меньше вибрируют, их движения более плавные при пропиле, а срез чище.

Шины для бензопил различаются по длине. Длина шины — длина рабочей части, то есть расстояние от передней части пилы до закругленного кончика носа шины. Как правило, длина шины указана в инструкции.

Но надежность пильной шины определяется не только ее собственными характеристиками, а еще и другими деталями. Например, звездочкой. Если звездочка со сменным венцом изготовлена из прочных материалов, шина прослужит долго. Благодаря сменному венцу уровень биения снижается многократно.

Чтобы износ шины был наиболее равномерным, периодически ее нужно переворачивать, тогда срок службы увеличится.

Тормоз

Если цепь в момент вращения случайно прикасается к дереву, происходит обратный удар. В таком случае в целях безопасности должен сработать тормоз.

Тормозная система пилы состоит из тормозного упора и тормозной ленты. Включить систему можно двумя способами: контактным (тормозной упор нажимает на руку рабочего) и инерционным (при резком ударе в шину возникают инерционные силы, которые действуют на тормоз).

Система смазки цепи

В современных бензопилах цепь и шина смазываются автоматически. На холостом ходу подача масла не происходит, так как масляные насосы начинают работать только после вращения звездочки и запуска движения зубчатой передачи. Чем больше оборотов звездочки, тем больше масла поступает из насоса на цепь. Насос устанавливается со стороны цепи, в него масло поступает из масляного бачка по маслопроводу.

Как это все работает

Принцип работы бензопилы прост:

  • натягивается трос, раскручивается маховик;
  • в карбюраторе готовится топливно-воздушная смесь;
  • запускается двигатель;
  • после отпускания цепного тормоза цепь освобождается от блокировки;
  • одноступенчатая цепная передача приводит цепочку в движение.

Как пользоваться бензопилой

Правильно пользоваться бензопилой важно, чтобы избежать травмоопасных случаев. Лучше всего о правилах работы бензопилы сказано в инструкции к ней. Главное — крепко держать инструмент двумя руками и всеми пальцами.

Как правильно заводить бензопилу

Прежде чем завести мотопилу, нужно включить тормоз цепи и снять защиту шины.

После этого сделать следующее:

  • нажать кнопку управления декомпрессионным клапаном, если она есть;
  • активировать рычаг переключения режима
  • положить пилу на землю, придавив заднюю ручку правой ногой и левой рукой обхватив переднюю ручку;
  • тянуть за рукоятку стартера до запуска двигателя;
  • нажать на рычаг переключения режима и давить на него до начала работы пилы;
  • увеличить частоту вращения холостого хода и отключить тормоз цепи.

Как правильно пилить бензопилой

Чтобы правильно работать бензопилой, нужно следовать основным рекомендациям:

  1. Держать пилу ближе к корпусу — это поможет сохранить равновесие.
  2. Ноги широко расставить и согнуть в коленях.
  3. Спину держать прямо.
  4. Прежде чем перейти на новое место, нужно выключить двигатель, активировав тормоз.

Защититься от случайных порезов поможет спецодежда. На голове должен быть защитный шлем с маской, для рук нужны плотные перчатки, для тела — костюм с подкладкой, а для ног — прочная обувь.

Читать еще:  Ремонт пружины стартера бензопилы

Устройство бензопилы – важные условия правильной покупки

Устройство бензопилы определяет не только ее производительность, но и надежность конструкции и удобство использования. Не менее важны умение обращаться со сложной техникой, обоснованная стоимость самой покупки и сложности при ее обслуживании.

Какая бензопила лучше – типы мощности

Важно усвоить, что выбор бензопилы зависит не от показателей в графе «мощность», а от личных «лесорубных» потребностей покупателя. Для эпизодической пилки дров потребуется одна пила, а для постоянного распила мерзлых корневищ – совсем другая. Все выпускаемые (и продаваемые) бензопилы делятся на три производительных типа:

  • Бытовые модели. Легкие и компактные, ими можно орудовать одной рукой. Удобны для монтажных условий, в том числе при работе на высоте – с лестницы, крыши дома и т.п. Время работы бытовых пил ограничено 40-50 минутами в день, в том числе не более 5-7 минут в непрерывном режиме. Полный ресурс работы до капитального ремонта в среднем составляет 500-600 моточасов;
  • Полупрофессиональные пилы. Обладают значительным ресурсом и средней мощностью, способны валить лес по 4-5 часов в сутки. Непрерывно функционируют до 1 часа (после чего необходим технический перерыв для остужения трущихся частей на 15-25 минут). Ресурс работы – порядка 1.000 моточасов;
  • Профессиональные модели. Диапазон их мощности должен быть не меньше 2.5 кВт, есть пилы и на 6 кВт. Полный временной ресурс использования профессиональных пил достигает 2.000 – 2.500 моточасов, они способны валить вековой лес долгими часами в любых погодных условиях. При обслуживании требуют недюжинного физического здоровья и навыков опытного лесоруба.

Любая ручная бензопила прослужит дольше, если ее беречь, грамотно использовать и своевременно обслуживать. Показатель полного ресурса работы является ориентиром и вполне может быть увеличен на сотни моточасов, как и производственные возможности бюджетных моделей.

Устройство бензопилы – основные элементы конструкции

Конструктивно все бензопилы состоят из:

  • Двухтактного бензинового двигателя, который принципиально отличается от автомобильного мотора и нуждается совершенно в ином обслуживании. Для чего стоит изучить инструкцию, а не полагаться на врожденное мастерство механика;
  • Системы передачи крутящего момента от ДВС к режущей цепи из износостойкой стали – то есть от редуктора к направляющей звездочке;
  • Шины, по которой движется цепь во время работы;
  • Металлического корпуса (стального или алюминиевого) с крышками для заливки топлива, масла, установки воздушных фильтров и стартовой рукояткой;
  • Рабочих рукояток. Желательно, чтобы они были выполнены из алюминия – пластиковые ручки могут обломиться даже в штатном режиме распила, при пиковых усилиях, резких движениях и т.п.

Современная резьба бензопилой значительно безопаснее, чем полвека назад. Сегодня любые модели бензопил оснащаются автоматическим сцеплением – в результате на холостом ходу цепь не нанесет травмы неопытному владельцу. При заклинивании цепи (например, в толще древесины) автосцепление понизит обороты двигателя или вовсе отключит его во избежание перегрева или поломки. Разумеется, никакие иные материалы, кроме натурального дерева, пилить этим инструментом нельзя. Скажем, для резки тротуарной плитки бензопила категорически не подходит.

Когда решаете, какую бензопилу выбрать, обратите внимание на механизм торможения и широту его возможностей. Чем больше условий срабатывания тормозящего механизма (при аварийном обрыве цепи, при отскоке шины и др.), тем выбранная модель безопаснее. Стоит уточнить, как срабатывает тормоз цепи, – при нажатии оператора на специальную рукоятку или за счет инерционного механизма активации. Инерционная схема безопаснее, но требует большего опыта при использовании пилы, иначе при каждом резком движении двигатель будет глохнуть.

Как выбрать бензопилу – скрытые проблемы

Не зацикливайтесь только на технических характеристиках пил, жирным шрифтом напечатанных в руководствах. Каждый узел этих устройств имеет свои секреты, о которых продавцы либо умалчивают, либо говорят вскользь. Например, объем рабочей камеры двигателя и величину его крутящего момента вам с удовольствием опишут – а вот про отсутствие износостойкого покрытия на цилиндрах постараются не упоминать.

Между тем напыление из никеля, хрома или никель-силикона на внутренних стенках цилиндра многократно увеличивает срок службы всего двигателя вашей бензопилы.

Скорость реза древесины опять же зависит не только от мощности, а скорее от умения обращаться с пилой. Чем хуже заточена цепь, тем больше усилий потребуется для распила даже мягкой сосны. Как заточить цепь бензопилы, лучше всего знают специалисты, но при наличии соответствующих устройств такую процедуру можно выполнить самостоятельно (см. ниже).

Устройство бензопилы предусматривает использование смазки и топливной смеси. Для бензопилы топливная смесь и бензин – не одно и то же! Необходимо добавлять в бензин смазочный состав, рекомендованный производителем, соотношение этой масляной добавки равно от 1:25 до 1:50. То есть масла в бензине нужно мало, но без него двигатель очень скоро «зачихает», а то и «заклинит». Важно выбирать не только рекомендованные масла и марки топлива, но и точно выдерживать их пропорцию перед заливкой в бак.

При выборе профессиональной пилы необходимо обратить внимание на ее антивибрационную защиту. Многочасовая работа тяжелым вибрирующим инструментом скверно отражается и на производительности, и на самочувствии работника, быстро выматывает даже здоровенного мужика. В мощных пилах блок двигателя (источник вибраций) отделен от рукояток специальным буфером. Оценить эффективность антивибрационной защиты можно при включении и обкатке бензопилы.

Сама же обкатка бензопилы заключается в работе инструмента на холостом ходу в течение 3-5 минут для равномерного распределения смазки по всем трущимся поверхностям. После холостого разогрева следует еще несколько минут испытать пилу не на полную мощность и только потом перейти в штатный режим эксплуатации. При утеплении деревянного пола в частном доме и других внутренних работах по дереву обкатка происходит быстрее, за 2-3 минуты.

Своевременная чистка внутренних воздушных фильтров позволяет обеспечить ДВС бензопилы чистым воздухом. Эту процедуру следует выполнять после 7-10 часов работы. Если пила используется редко, то нужно продувать воздушные фильтры не реже раза в неделю. Оседающие на фильтрах опилки со временем «цементируются» собственной смолой, удалить их потом крайне тяжело.

Как можно больше практической информации нужно почерпнуть в магазине или ином месте покупки. Пусть мастер или консультант покажут, как завести бензопилу, как ее смазать, как смешать топливную смесь и правильно ее залить. Не стесняйтесь расспросить (с наглядной демонстрацией!) специфику работы на холостых и малых оборотах, проверьте комплект поставки и закупите запчасти первой необходимости. В столь ответственной покупке нет мелочей, как и места ложной стеснительности – оставьте имидж опытного лесоруба для друзей и приятелей, в магазине целью является полнота получаемой информации.

Как заточить цепь бензопилы

Необходимость заточки зубьев цепи выявляется как визуально, так и по характеру распилов. Если шину «тянет» в сторону, если в опилках много пыли и игловидных стружек, если приходится сильнее давить на рукоятки – необходимо точить цепь. Лучше всего отдать цепь мастерам по заточке, а самому работать на запасной. Если же такой возможности нет, то для правки зубьев потребуются высокопрочные напильники (круглый и плоский), тиски и шаблон именно для этой цепи.

Цепь вместе с шиной зажимается в тиски, сверху накладывается шаблон. Сначала правятся режущие зубцы – плавными движениями напильника, с небольшим нажатием вниз. Режущие зубья затачиваются в «шахматном» порядке, поочередно слева и справа. Потом корректируется размер ограничивающих (нижних) зубьев. Разница зубцов-ограничителей с режущими «собратьями» должна составлять от 0.5 до 1 миллиметра, в зависимости от типа цепи. В любом случае первую заточку лучше выполнить под руководством опытного пильщика.

И помните, что правильный ответ на вопрос «Какая бензопила лучше?» заключается не в ее мощности, ширине шины или шаге режущих зубцов. Лучшая пила безопасно работает и служит многократно дольше гарантийного срока. Даже скромной пилой можно «разобраться» с вековым дубом, если она хорошо смазана, грамотно заправлена и аккуратно заточена. И самый прекрасный образец профессиональной бензопилы в неопытных руках ничего не распилит и станет источником реальной опасности для всех окружающих и в первую очередь для самого горе-пильщика. Совершенствуйте свое мастерство и будьте внимательны, тогда и лесопильные свершения не заставят себя ждать.

Устройство бензопилы

Кроме перечисленных узлов на бензопилах имеется система очистки подаваемого в карбюратор воздуха, шина с пильной цепью, стартер, механизм натяжения цепи, зажигание, глушитель и др.

Двигатель

Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Муфта сцепления

При малых оборотах элементы с фрикционными накладками (1), имеющие степень свободы в радиальном направлении, притягиваются к центру вала пружинами (2) и не передают вращение на барабан (3), соединенный со звездочкой движущей цепь. Когда обороты двигателя бензопилы достигают значений, при которых центробежная сила превышает усилие пружин, фрикционные сегменты прижимаются к внутренней поверхности барабана и начинают его вращать. В результате начинает вращаться ведущая звездочка, приводящая в движение пильную цепь.

Читать еще:  Инструкция по эксплуатации бензопилы урал

Как видно на фото, звездочка находится за сцеплением.

У других бензопил, звездочка может находиться с внешней стороны сцепления.

Главным достоинством муфт подобного типа является то, что при заклинивании цепи сцепление бензопилы проскальзывает, не глуша двигатель и не вызывая поломки механизмов, передающих движение от двигателя к цепи.

Система зажигания

Электронное зажигание бензопилы включает в себя маховик (1) со встроенными магнитами, модуль зажигания (2) с электронной схемой, свечу (3) и провод высокого напряжения (4). Вращающийся маховик с магнитами индуцирует в модуле э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.

Карбюратор

Ниже изображена схема другого карбюратора бензопилы.

Карбюраторы имеют дроссельную заслонку, позволяющую обеднять или обогащать смесь в зависимости от условий работы. Для тонкой настройки имеется несколько винтов, с помощью которых производится регулировка низких и высоких оборотов двигателя, а также холостого хода. Сверху карбюратора устанавливается воздушный фильтр, очищающий поступающий в него воздух.

Топливная система

Чтобы по мере израсходования топливной смеси, топливный бак заполнялся воздухом и в нем не создавалось отрицательное давление, которое не даст топливу поступать из него в карбюратор, и при этом, чтобы из отверстия для воздуха не вытекало топливо, в крышке, закрывающей заливное отверстие, сделан сапун. И кстати, если сапун забьется грязью, то бензопила заглохнет.

Из бака топливо качается через свободно болтающийся в баке шланг. Благодаря этому, независимо от положения бензопилы, шланг всегда погружен в топливо. На входном конце шланга крепится топливный фильтр. Качается топливо насосом внутри карбюратора.

Для облегчения запуска, часть бензопил оборудовано ручным насосом предварительной подкачки — праймером. При запуске бензопилы с праймером, карбюратор заполняется топливом заранее (излишек топлива стекает обратно в бак). Благодаря этому двигатель запускается быстрее, т.к. уже пройдена стадия заполнения карбюратора топливом, которая без праймера выполняется насосом карбюратора за счет стартера.

Система очистки воздуха

Предварительные фильтры могут иметь различную конструкцию и состоять из нескольких элементов, в частности, из сетчатого (2) и снежного (1) фильтра (см. фото ниже).

Последний препятствует попаданию снега в систему воздухоочистки и используется лишь в зимнее время, при плюсовой температуре его снимают.

В некоторых моделях бензопил на стадии предварительной очистки используют очистку воздуха с помощью центробежных сил. Воздушный поток закручивается крыльчаткой маховика, в результате чего примеси отбрасываются в сторону от всасывающего патрубка, идущего к фильтру тонкой очистки.

Фильтры тонкой очистки изготавливают из диффузионного поролона, нейлоновой сетки и других материалов.

При работе бензопилы, воздух в зоне ее действия бывает сильно загрязненным опилками и древесной пылью. Чрезмерное загрязнение фильтра снижает объем воздуха, поступающего в карбюратор, что приводит к обогащению смеси и падению мощности бензопилы. Поэтому необходима регулярная очистка фильтра. Она должна проводиться не только тогда, когда осуществляется разборка бензопилы с целью ее ремонта, а гораздо чаще, после всякой продолжительной и грязной работы. Чистка производится методом, зависящим от вида материала фильтра — чаще всего продуванием и промывкой.

Стартер

Механизм стартера состоит из барабана (1) с тросиком (2) и ручкой (3), и из каркаса (4) с возвратной пружиной. При резком вытягивании ручки вверх, храповик барабана входит в зацепление с зубьями, имеющимися на валу двигателя, и проворачивает коленчатый вал. При отпускании ручки, возвратная пружина возвращает её в исходное положение.

Чтобы провернуть коленчатый вал со скоростью, при которой запускается двигатель, требуется определенное усилие. Запустить бензопилу с одного рывка часто не удается, приходится дергать несколько раз. Для облегчения запуска используют различные способы — обогащение топливной смеси с помощью заслонки карбюратора, или снижение давления в цилиндре с помощью декомпрессионного клапана (для облегчения прокручивания коленвала). Клапан делают автоматически закрывающимся при повышении давления в цилиндре, происходящем при воспламенении смеси. Иногда в механизме стартера используют дополнительную пружину, которая при вытягивании тросика сначала сжимается, а затем резко разжимается, раскручивая мотор.

Основными и наиболее сложными звеньями цепи являются режущие звенья, которые подразделяются на правосторонние и левосторонние. Верхняя грань зуба — самая широкая из всех элементов. Она обеспечивает широкий пропил, исключающий застревание остальных звеньев.

Форма режущих зубьев может значительно различаться у цепей разных производителей. Выделяют две основные формы — чипперную (а) и чизельную (б). Однако существуют и различные промежуточные контуры резцов.

Режущие кромки зуба — боковая и верхняя — затачиваются под определенным углом. Для цепей продольного пиления он составляет 10°, для поперечного — 30°. Цепи продольного пиления применяются довольно редко. В случае необходимости продольную распиловку можно осуществить и цепью поперечного пиления. Подробнее про углы заточки цепей бензопил читайте в статье Заточка цепи бензопилы.

Основной характеристикой цепи является ее шаг. Для установления шага цепи, измеряется расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок (см. рисунок ниже), и этот размер делится пополам. Полученный результат — шаг цепи в мм. Однако, в большинстве случаев, шаг цепи задается в дюймах. Расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок измеряется потому, что расстояния между отверстиями ведущих звеньев и режущих звеньев или соединительных звеньев могут различаться по величине. Наиболее распространены цепи с шагом 0.325 и 3/8 дюйма (8.255 и 9.525 мм соответственно). Цепи с шагом 0.325 используют с двигателями невысокой мощности (объемом до 40-50 см 3 ), в то время как мощные бензопилы обычно комплектуются цепями 0.404 дюйма (у таких цепей более высокая производительность). Распил получается более чистым и аккуратным, если при пилении использовать цепь с меньшей толщиной звена и меньшим шагом.

К важным характеристикам относится толщина хвостовика. Имеется пять стандартных толщин: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 и 2 мм. Самыми распространенными являются цепи с толщиной хвостовика 1.3 мм (0.05″). Они широко применяются как на бытовых, так и профессиональных бензопилах. Толщина ведущих звеньев должна быть согласована с шириной паза направляющей шины, с тем чтобы пильная цепь точно подходила направляющей шине.

Производители цепей применяют различные технологии для их изготовления и используют разные материалы. Определяющей характеристикой последних является не твердость (слишком твердые зубья плохо поддаются ручной заточке), а вязкость и ударопрочность. Именно они определяют долговечность цепи. Поэтому при изготовлении режущих зубьев используются износостойкие легированные стали. Нередко резцы подвергают хромированию для повышения поверхностной твердости. Некоторые фирмы используют дробеструйную обработку для увеличения вязкости зубьев.

Для ведения цепи шина имеет по своей периферии направляющую канавку, в которой перемещаются ведущие звенья цепи. Паз канавки служит одновременно каналом, подающим масло для смазки цепи. К основным параметрам шины относятся:

  • Размеры соединительных отверстий (а), зависящие от типа бензопилы.
  • Ширина паза (б), которая должна соответствовать толщине хвостовиков используемой цепи. Ширина паза шины лишь на несколько сотых миллиметра больше, чем толщина ведущих звеньев соответствующих пильных цепей. Благодаря этому достигается точное боковое ведение пильной цепи.
  • Шаг концевой звездочки (в), также определяющий совместимость используемых цепей с шиной.
  • Длина реза (г), определяющая размеры обрабатываемого материала — диаметр ствола дерева и пр.

Тормоз цепи

Включение тормоза цепи может быть контактным и инерционным. Первое происходит при нажатии тормозного упора (1) на руку рабочего, которое самопроизвольно происходит при отбросе пилы. Возникающее при этом смещение упора приводит к затягиванию тормозной ленты (2) на барабане муфты сцепления и его остановке, в результате чего останавливается и пильная цепь.

Инерционное включение тормоза основано на возникающих при резком ударе в шину инерционных силах, воздействующих на элементы тормоза, что приводит к тому же результату, что и в первом случае — затягиванию тормозной ленты и остановке цепи. Инерционное включение тормоза происходит быстрее, чем контактное. Однако второе более надежно. Всякая подготовка к работе, а также сборка бензопилы после ее ремонта или обслуживания должны заканчиваться проверкой работы тормоза цепи. Если он не срабатывает, пилу следует считать неисправной.

Механизм натяжения цепи

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Система смазки цепи

Масляные насосы имеют различную конструкцию (поршневого или мембранного типа) и изготавливаются из разных материалов (металла или пластмассы). Они приводятся в действие с помощью зубчатой передачи, получающей свое движение от ведущей звездочки. Когда двигатель работает на холостом ходу (ведущая звездочка и цепь не вращаются), подача масла не происходит. Производительность насоса зависит от числа оборотов ведущей звездочки, чем они выше, тем больше масла поступает на пильную цепь. Некоторые масляные насосы оснащены ручным механизмом регулировки производительности — с помощью регулировочного винта (1).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector