Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Масло в кпп зф камаз

Эксплуатация КПП ZF 16S

При соблюдении следующих указаний по эксплуатации КПП ZF 16S151, 16S181, 16S221, 16S251 гарантируется экономия топлива и бесперебойный режим движения:

  • ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя;
  • использовать наиболее высокую передачу;

При запуске двигателя и трогании необходимо:

  • поставить на стояночный тормоз (препятствует самопроизвольному движению автомобиля);
  • включить нейтраль в коробке передач;
  • завести двигатель;
  • включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление);
  • снять со стояночного тормоза н плавно выжать сцепление.

ОСТОРОЖНО. Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.

ОПАСНО. Если Вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо поставить ею на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомобиля.

Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине.

Коробки передач ZF 16S151, 16S181, 16S221, 16S251 серии Ecosplit — синхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной (без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие; без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие).

В схеме 2-Н (Рис. 170)на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится нейтральное положение (состояние холостого хода).

Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее положение, преодолев усилие пружины, и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой передачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.

Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повышенного усилия.

Рис. 172 Схема переключений коробки передач

Переключение передач

  • рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на Рис. 173 (при включении передачи не следует нажимать на рычаг, пока синхронизатор выполняет процесс переключения);
  • смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот производится коротким толчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую сторону.

УКАЗАНИЕ. Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле. Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.

ОСТОРОЖНО. Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя. Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близстоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.

Рис. 173. Переключение передач

Включение коробки отбора мощности.

Коробку отбора мощности включать и выключать только на стоящем автомобиле.

ОСТОРОЖНО. При долговременной стоянке автомобиля (например, стоянка на ночь) коробка отбора мощности должна быть выключена.

Паркование:

  1. Переключить коробку передач в низшее положение демультипликатора (1-4 передачи);
  2. Поставить на стояночный тормоз;
  3. Для дополнительной безопасности включить передачу: Если автомобиль стоит в гору — передачу переднего хода; с горы — передачу заднего хода.

Буксировка

Буксировка с целью пуска двигателя. Завести двигатель путем буксировки при прямой передаче демультипликатора (5-8 передачи).

Буксировка неисправного автомобиля. Буксировка возможна только при следующих условиях:

  • Нейтральное положение коробки передач при прямой передаче демультипликатора (дорожка 5-6 или 7-8 передач).
  • Расстояние буксирования не более 100 км.
  • Максимально допустимая скорость не более 20 км/ч.

ОСТОРОЖНО. Если одно из названных условий не будет выполнено, карданный вал должен быть отсоединен от заднего моста. При подозрении на повреждение коробки передач карданный вал должен быть отсоединен от заднего моста.

Возможные неисправности

Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:

  • повреждение в пневматической системе;
  • включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами (конденсат или загрязнения).

УКАЗАНИЕ. Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи). Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно буксировать автомобиль.

Эксплуатация автомобиля при низкой температуре

КПП ZF 16S151, 16S181, 16S221, 16S251 заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка передач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие моменты:

  • При внешней температуре до -20°С. После запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.
  • При внешней температуре до -30°С. Перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Также надо обратить внимание на то, что темпера¬тура в коробке передач не должна превышать 150°С.
Читать еще:  Как разобрать триммер бензиновый

ОСТОРОЖНО — НЕ ДОПУСКАЕТСЯ: Прогревать коробку открытым пламенем.

  • Использование автомобиля при продолжительной температуре между 0 и -60°С (коробка передач должна снабжаться маслами, соответствующими техническим требованиям и списку масел рекомендованных фирмой ZF).
  • Стоянка автомобиля при низкой температуре [при внешней температуре ниже 0°С следует учитывать, что в коробке передач включен низший диапазон демультипликатора (рычаг переключения в положении 1 передачи или в нейтральном положении дорожки 3-4)].

Обслуживание

Регулярное обслуживание повышает надежность работы КПП ZF 16S151, 16S181, 16S221, 16S251. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами.

Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответствуют списку смазок фирмы ZF. Необходимое количество масла показано на фирменной табличке (Таблица 35), прикрепленной к коробке передач.

Таблица 35. Количество заполняющего масла при нормальной установке (наклон 0 — 3°)

Количество масла/коробка передач16S15116S181/16S22116S251
При первом заполнении, л111313,5
При смене масла, л81011

Таблица 36. Интервал смены масла

По максимуму
По минимуму
Через 90 000 км
Ежегодно
При использовании на строительных площад­ках,
в тяжелых и тропических условиях
45 000 км или при длине пробега 1000 рабочих часов,
минимум один раз в год

Смена масла

  • ОСТОРОЖНО. Не допускать попадания масла в землю, воду или канализацию. Не допускать утечки масла из соответствующей емкости.
  • УКАЗАНИЕ. Смену масла производить после поездки, пока оно находится в горячем состоянии.
  • ОПАСНО. Прикосновение как к коробке передач, так и к трансмиссионному маслу может привести к ожогам.

Смена масла осуществляется согласно следующей последовательности:

  1. Открутить сливные пробки (Рис. 174) и перелить старое масло в соответствующую ем¬кость;
  2. Очисть сливные пробки с магнитом, заменить прокладку и закрутить моментом 45. 60 Нм;
  3. Залить масло через маслоналивное отверстие (Рис. 175);
  4. Уровень масла в норме, когда масло достигает нижнего края отверстия или выливается из него.

Рис. 174 Слив старого масла

Рис. 175 Заполнение маслом

Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

  • Проверка уровня масла производится на автомобиле стоящем на горизонтальной площадке.
  • Проверка уровня масла производится тогда, когда масло охлаждено (менее 40°С).

ОПАСНО. Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к повреждению коробки.

УКАЗАНИЕ. Работы по техобслуживанию коробки передач с теплообменником производятся так же, как в стандартном исполнении коробки передач. Необходимо дополнительно соблюдать следующие пункты:

Слив масла: Открутить сливную пробку на теплообменнике.

  • После заполнения и проверки уровня масла завернуть пробку заливного отверстия. Крутящий момент затяжки 60 Нм
  • Включить нейтральное положение коробки передач.
  • Завести двигатель на 2 — 3 минуты. Это необходимо чтобы теплообменник и трубопроводы полностью заполнились маслом.
  • Заглушить двигатель.
  • Еще раз дополнить масло до нормы.
  • Включить нейтральное положение коробки передач.
  • Завести двигатель на 2 — 3 минуты.
  • Заглушить двигатель.
  • Проверить уровень масла.

Рис. 176 Коробка передач с теплообменником:

Проверка сцепления

Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизаторов, необходимо безупречное функционирование сцепления.

Работа сцепления должна проверяться следующим образом:

  • На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;
  • Не более чем через 20 сек. медленно включить заднюю передачу.

Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепление или произвести его проверку.

Прежде чем делитель будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.

ОСТОРОЖНО. В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разрушения синхронизатора при переключении передач делителя.

  • Отрегулировать сцепление.
  • Установить регулировочный винт на педаль сцепления так, чтобы клапан открывался и закрывался на участке (с).
  • В положении (b) сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали зазор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.


Рис. 177. Установка клапана выключения под педаль сцепления: а — сцепление включено; b — сцепление полностью выключено; с — переходный участок; d — жесткий упор. 1 — главный цилиндр сцепления; 2 — клапан включения делителя; 3-м ресивера; 4 — к воздухораспределителю дон-теля; 5 — к рабочему цилиндру сцепления

Вентиляция коробки передач

Из-за нагревания масла при движении автомобиля внутри коробки передач образуется повышенное давление. Для снижения этого давления наверху коробки передач установлен сапун. Сапун всегда должен находится в чистоте.

Обслуживание пневматической установки

В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы конденсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим регулярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедельно, а зимой ежедневно.

УКАЗАНИЕ. Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотделителя, если он не работает автоматически.

Читать еще:  Сколько масла в коробке газель 406

Заводская табличка

Заводская табличка находится на верхней стороне коробки передач. При контрольных запросах или при ремонте необходимы следующие позиции, которые даются в табличке:

  1. Номер коробки передач по спецификации;
  2. Тип коробки передач;
  3. Серийный номер коробки передач.

Масло в КПП КАМАЗ

Для корректной и долговечной работы, узлы машин необходимо вовремя смазывать, поэтому мы рассмотрим какое и сколько масла в КПП КамАЗ с делителем и без нужно заливать.

Количество масла в КПП КамАЗ старого образца – пятиступенчатую без делителя, равняется 8,5 литров. Проверку уровня смазки нужно производить как можно чаще и не реже одного раза в месяц. Один раз в год должна быть проведена полная замена масла в КПП КамАЗ при условии, что пробег не превышает 90 тысяч километров. При достижении этой цифры, замену нужно выполнить раньше. Для автомобилей, работающих в сложных режимах, данная цифра сокращается вдвое. Это обусловлено быстрой выработкой ресурса масла при частом переключении скоростей, а также длительной работе на низких передачах. Масло в КПП КамАЗ проверяется с помощью индикатора, прикреплённого к заливной пробке. В механизмах распределения скоростей производства ZF-КАМА, контроль уровня осуществляется через контрольные отверстия, расположенных на картере.

Наличие делителя увеличивает применяемый объём масла в КПП КамАЗ. Для десятискоростных коробок требуется уже 12 литров трансмиссионного масла. Его замена – процесс несложный, поэтому большинство водителей знают, как поменять масло КПП КамАЗ.

Эта процедура выполняется следующим образом. Вначале выкручивается пробка заливной горловины. Затем выкручиваются две сливные заглушки в нижней части картера. В узлах, оснащённых делителем, следует вывернуть пробку из его картера. Перед сливом нужно запустить двигатель и прогреть масло для уменьшения его вязкости. Поскольку сливные заглушки снабжены магнитами для задерживания металлических частиц, их также следует тщательно очистить.

Механизмы Камского завода неприхотливы, поэтому владельцы грузовиков используют отечественное масло в КПП КамАЗ 5320 или 6520. Для этого применяется марка ТСп-15К или всесезонное МТ-16п. Концерн Лукойл производит отличную трансмиссионку марки ТМ-5 SAE 80W-90. При использовании трансмиссионки, важно учитывать погодные условия. В жарком климате необходимо применять более вязкие марки — 85W-90, при сильных морозах – более текучие — 75 W-90. Для повышения моторесурса целесообразно использовать Shell Spirax S6 AXME, Castrol Syntrax Long Life, Esso Gear Oil GX.

Сколько литров масла в КПП КамАЗ производства совместного предприятия ZF-КАМА? Для смазки этих агрегатов достаточно 8 литров смазочного материала для ZF 9S1310 и ZF 16S151, а для ZF 16S181 – 10 литров. Цифры приведены для замены, при первом заполнении нужно большее количество. Для приведённых модификаций оно составляет 9, 11 и 13л.

Масло в коробку передач ZF на КамАЗ

Инструкция по применению определяет, какое масло заливать в КПП ZF КамАЗ. Смазки отечественного производства имеют меньшую цену, однако для использования в дорогостоящих импортных механизмах лучше использовать брендовое масло в коробку передач ZF на КамАЗ. Для этих целей стоит выбрать Titan Cytrac Man Synth 75W-80 или Titan Cytrac LD 75W-80. Прекрасно подойдёт и Castrol EP 80W и Mobil GX-A 80W. Качественная марка масла в коробке передач продлит срок её службы уменшит износ деталей. Поэтому оптимальный выбор – использовать масло в КПП ЗФ КамАЗ, указанное в спецификациях к данной коробке. Это классы GL-4 и MIL-L2105. Вязкость также определяется температурными условиями среды. Для холодного климата 75 W-90(80), для средней полосы — 80W-90, и для жаркой погоды — 85W-90.

Устройство и принцип работы КПП от немецкой компании ZF Friedrichshafen AG на машины КамАЗ

Коробки переключения передач (КПП) немецкой компании ZF Friedrichshafen AG, крупнейшего производителя трансмиссионной автомобильной системы, рулевого управления и подвесок, применялись европейскими автомобильно-строительными фирмами для комплектации зарубежных машин. После создания в 2005 г. в Набережных Челнах совместного российско-немецкого предприятия ООО «ЦФ КАМА» агрегаты стали устанавливать на технику Камского производства.

Завод выпускает разные модели КПП ZF на КамАЗ:

  1. Серия ZF 6S700. Простые 6-ступенчатые КПП с малым весом, небольшими габаритами и простой конструкцией.
  2. ZF9 — Ecomid 9S1310 TO с 9 ступенями. Широко используются грузовиками средней грузоподъемности: самосвалами КамАЗ-65115 и седельными тягачами 65116, отличаются пониженной передачей, позволяют передвигаться с большими грузами на оптимальной скорости.
  3. ZF Ecosplit 16S1820 ТО — ЗФ 16-ступенчатая. Устанавливают на тяжелые машины с двигателями 740.51-320, 740.50-360 мощностью 160-500 л. с.
  4. ZF AS Tronic 12S1930 TO — 12-ступенчатая. Применяется редко в тяжеловесах.
Читать еще:  Триммер бензиновый хитачи

Устройство и принцип работы

Каждая разновидность коробки передач ZF на КамАЗ имеет свое устройство. Так, 6-ступенчатые модели ZF 6S — механические, имеют синхронизаторы на 1, 2, 3, 4, 5 и 6 передачах.

КПП ZF 9S1310 включает:

  • 4-ступенчатый редуктор с пониженной скоростью и обратным ходом с кулачковыми муфтами;
  • планетарный демультипликатор, удваивающий количество передач.

В результате образуются 9 скоростей для езды передним ходом и 1 — задним. 4-ступенчатая часть характеризуется механическим переключением и имеет сервошифт. Схема переключения передач — «двойное Н» или «каскадное Н».

Демультипликатор имеет клапан и пневмоцилиндр двойного действия и обеспечивает:

  • при «двойном Н» — автопереключение при перемещении из ряда 3/4 в 5/6 и наоборот;
  • при «каскадном Н» — преселекторное переключение на рычаге переключения передач.

В коробках передач ЗФ Ecomid шестерни приводятся в действие синхронизаторами, процесс осуществляется такими способами:

  • без двойного выключения сцепления при установке с низших на высшие скорости;
  • без участия акселератора и выключения сцепления при переходе с высших на низшие передачи.

16-скоростная модель КПП ZF 16S151 состоит из:

  • редуктора;
  • демультипликатора;
  • переднего делителя.

Редуктор представляет собой синхронизированный узел с 4 передачами, имеющий переключающие валы заднего или переднего моста, сервоустройство Servoshift. Включение задней скорости обеспечивается зубчатой муфтой, установка передач — по схеме «двойное Н» или «налагающееся Н».

Демультипликатор переключает скорости в 2 режимах:

  • при переходе между 3/4 и 5/6 и наоборот, осуществляемом по схеме «двойное Н»;
  • с помощью преселектора по схеме «налагающееся Н».

Сервошифт — пневмомеханический орган управления с главным цилиндром.

Для осуществления переключения необходимо пневмоусиление. КПП может быть укомплектована коробкой отбора мощности и гидродинамическим тормозом-замедлителем. При большем количестве скоростей уменьшается нагрузка, перемещение транспорта по дороге становится ровнее, на 15% понижается расход топлива.

Технические характеристики

Камазовским агрегатам ZF 9S1310 ТО присущи такие характеристики:

  1. Максимальный входной крутящий момент — 1300 Н*м.
  2. Передаточные отношения:
    • для хода вперед — 9,48-0,75;
    • заднего хода — 8,97.
  3. Тип тахометра — электронный, z=8.
  4. Вес — 190 кг.
  5. Угол наклона КПП — до 3°.
  6. Максимальное давление воздуха — 10 бар.

Эксплуатационные параметры КПП на КамАЗ ZF 16:

  1. Входной крутящий момент — 1850 Н*м.
  2. Передаточные числа:
    • для движения вперед — 16,41-1,00;
    • движения назад — 15,36-12,92.
  3. Тип спидометра — электронный, z=6.
  4. Конструкционный вес — 289 кг.
  5. Наклон КПП — 0-3°.
  6. Нормированное воздушное давление — 6,2-10 бар.

Обслуживание и ремонт

КамАЗы с автоматическими и механическими коробками ZF должны проходить техническое обслуживание (ТО) в условиях автосервиса, иначе возможны проблемы с гарантией. ТО заключается в замене масла. Периодичность зависит от типа КПП и условий эксплуатации машины. Чаще всего замена ГСМ производится через 45-90 тыс. км пробега, при особо сложных условиях эксплуатации — не реже 1 тыс. рабочих часов.

Контроль уровня

Заправочные объемы указаны на заводской табличке, расположенной сбоку КПП. Перед заполнением емкости сливают отработку, заливают трансмиссионную жидкость через отверстие. Проверка уровня масла осуществляется так: уровень считается правильным при достижении нижней кромки контрольного отверстия или при вытекании материала из него.

Какое масло выбрать

В коробки ZF 9S1310 ТО и ZF 16S151 подходит масло, соответствующее перечню смазочных материалов TE-ML 02. Его можно узнать во всех пунктах ТО компании. Производитель рекомендует использовать масло для трансмиссии ZF-Ecofluid M.

Объем масла в коробке ZF 9 составляет 9 л, на КамАЗ ZF 16 для стандартного монтажа — 11 л, при замене — 8 л.

Неисправности и их устранение

Если включение передач затруднено, причина — неполное выключение сцепления. В данном случае его регулируют и проверяют клапан, к которому подключается делитель. Клапан подключения должен быть всегда чистым и не закрываться. При неправильной настройке устройства возможно разрушение синхронизатора.

При попадании ржавчины, конденсата и других загрязнений из системы ресивера в клапаны и цилиндры КПП самостоятельно отключается. Устанавливают заблаговременно отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Слив выполняют 1 раз в неделю, зимой каждый день.

При самопроизвольном выключении передач в делителе регулируется ход рычага механизма.

Стоимость новой КПП ZF-9S 1310 на КамАЗ достигает 300 тыс. рублей, реставрированной после капитального ремонта — 230 тыс. рублей.

Цена коробки ZF-16 составляет 370 тыс. рублей, б/у после капремонта и испытаний — 200 тыс. рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector