Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Масляная система газ 53

ГАЗ 24 «Подарок судьбы» › Бортжурнал › Вопрос к знатокам по системе смазки ГАЗ 53!

Ниже приведу две схемы смазки двигателя газ 53 для повышения давления. Скоро попытаюсь провернуть это дело. Проблема с очисткой решается установкой на ремень насоса гур! Там и радиатор можно приспособить, от его аварийного отключения думаю ничего страшного не будет

ГАЗ 24 1987, двигатель бензиновый 5.5 л., 195 л. с., задний привод, механическая коробка передач — тюнинг

Машины в продаже

ГАЗ 24 Волга, 1991

ГАЗ 24 Волга, 1991

ГАЗ 24 Волга, 1990

ГАЗ 24 Волга, 1987

Смотрите также

Комментарии 33

Привет! Видел твою ласточку в ютуби правдо! Вопрос к тебе есть на чертижах у тебя двигатель с двух контурной системой сммазки значит и насос тоже двух камерный и кочает он по тому коналу только на центрифугу что поменяеться если он закрыт будет? По идеи не чего, вот я тут думал как раз над этой темой и вот что надумал заглушить вообще выход на радиатор и подключить сначало к отверстию на подачу к центрифуги а уже потом с радиатора к центрифуги как то так но боюся что давления порвет радиатор!

Я тоже так подумал ) а радиатор можно взять трубчатые от Волги

Братка он там вообще алюминивый на волге где какая спайка не качествинная и всё

А на центрифуге давление ниже чем в основной системе

Думаешь думаешь меньше, ну тут видешь какая штука в стандартном исполнении масло просто сливаеться в поддон а тут получаеться что оно сначало поподает а родиатор а потом в чентрифугу на форсунки тоисть в первом случае нет напряжения не какого на годиатор а в нашем получаеться что радиатор под давлением вот какая штука, может просто самому с медных трубок сделать да и всё?!

Я ставил монометры, давление не больше 1,5

Ну если будешь так масло пускать отпиши как работает такая схема нормально или нет ок отпишиш? Я пока в ночале сборки ещё 402й в машине стоит а 66 дома 🏠 разобронный только головы перебрал,

А я двиг от брдм собираю, пока так на 53-м езжу

А разница я забыл в чем ход поршня88 и всё? Тут у нас 30 просят за 13 движок но он требует ремонта на авито посмотри если интересно в пятигорске

У меня два их))) 5,5, гильзы другие, поршня, шатуны, вал, паук, штанги, пальцы, ось…Вобщем если поломка не достать

Это да насчёт 13го. А резину ты же зжаг в сочах на ютуби видео твоё?

Эт в Афоне на выставке ретро

Ну не важно где, просто любопытно это простой доработанный 511 у тебя стоял без турбины или же что то другое стояло?

Змз 53 старого образца и головы на столько спилил, что паук кувалдой сажал

Ну не важно где, просто любопытно это простой доработанный 511 у тебя стоял без турбины или же что то другое стояло?

Он у меня после выключения зажигания глохнет через секунд двадцать как с турботаймером

Ха ну ты даёшь жизни))) а распред не чего не делал?

Распред на такой двиг тебе никто не сделает

Так та я не замарачивался этим но про штата что то слышал

Толку мало от него

Распред на такой двиг тебе никто не сделает

Масляная система газ 53

В двигателе ЗМЗ-53 масло от верхней секции поступает в систему смазки, а от нижней — в фильтр центробежной очистки, откуда сте­кает в картер двигателя.

Маслоприемкик служит для отбора масла из картера и частичной его очистки. Он состоит из штампованного стального корпуса, сетки и удерживающей пружины-скобы. При засорении сетки масло прохо­дит через щель между корпусом и сеткой.

Масляные фильтры предназначены для очистки масла в системе смазки. Надежная работа двигателя возможна при условии система­тической очистки масла, так как в процессе эксплуатации оно засо­ряется металлическими частицами, образующимися при износе дета­лей, нагаром, смолой и др.

Фильтр очистки масла двигателя 24Д (рис. 27) состоит из алюминиевого корпуса, крышки, центрального стержня-трубки с отверсти­ем и перепускным клапаном и фильтрующим элементом. Все масло, подаваемое насосом, проходит через фильтрующий картонный элемент к центральному стержню-трубке, а затем в систему смазки. При пуске холодного двигателя или засорении фильтрующего элемента (когда прохождение масла через фильтр затруднено») открывается перепуск­ной клапан и масло поступает в систему без очистки. В нижней части корпуса фильтра имеется сливная пробка. Между крышкой и корпу­сом устанавливается уплотнительная прокладка. На корпусе фильтра установлены датчики указателя давления масла и включения лампы аварийного давления масла.

Рис. 27. Полнопоточный фильтр очистки масла двигателя 24Д


Рис. 28 Фильтр центробежной очистки масла

Центробежный фильтр устанавливается в системе смазки двига­теля ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53. Он состоит из корпуса (рис. 28), ротора с осью, колпака, жиклеров и кожуха. Под колпаком размещена фильтрующая сетка. Масло в фильтр подается от насоса в полую

Ось, а затем под колпак и через сетку к двум жиклерам с отверсти­ями, направленными в разные стороны. Ротор вращается под дей­ствием реактивной силы струй масла, вытекающего через жиклеры. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся под колпаком, в ре­зультате чего твердые частицы центробежной силой отбрасываются стенкам колпака, образуя на нем слой осадка. Очищенное масло про­ходит в масляную магистраль или сливается в поддон картера. Так как в системе смазки двигателя ЗИЛ-130 центробежный фильтр вклю­чен последовательно и является полнопоточным, в случае его засоре­ния подводящий и отводящий каналы могут сообщаться через пере­пускной клапан, пропускающий масло без очистки.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в систе­ме смазки. Он состоит из двух бачков и горизонтально расположен­ных трубок с пластинами, увеличивающими поверхность охлаждения. Масло поступает в радиатор при открытом кране через предохрани­тельный клапан, который закрывается при падении давления в систе­ме до 1 кгс/см2.

В двигателе ЗИЛ-130 масло в радиатор поступает из нижней сек­ции насоса. При выключении радиатора масло через перепускной кла­пан, расположенный в крышке насоса, подается в поддон картера, ми­нуя радиатор. Все масло, прошедшее через радиатор, также попадает в поддон.

Даже при самых плохих условиях эксплуатации (высокие темпе­ратуры, износ деталей и др.) производительность масляного насоса рассчитана так, чтобы давление в системе оставалось достаточным для подвода масла к трущимся поверхностям.

Когда двигатель не прогрет, давление масла может настолько воз­расти, что вызовет разрушение каналов системы смазки. Чтобы пре­дотвратить это и обеспечить нормальную подачу масла при износе де­талей; в системе предусмотрен редукционный клапан. Этот клапан выполнен в виде плунжера. Редукционный клапан верхней секции насоса двигателя ЗМЗ-53 расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны, а клапан нижней секции — в корпусе самого на­соса (см. рис. 26). Редукционный клапан нижней секции масляного насоса предназначен для поддержания определенного давления мас­ла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. При избыточном давлении масло перепускается не в масляный картер, а в полость всасывания нижней секции, т. е. циркулирует внутри масляного на­соса. В двигателе ЗИЛ-130 редукционный клапан расположен в верх­ней секции насоса, а в двигателе 24Д—в крышке масляного насоса. Редукционный клапан регулируется в заводских условиях на давле­ние 3,2—4,5 кгс/см2.

Читать еще:  Как разобрать штиль 180 для замены поршневой

Приборы системы смазки соединяются между собой трубопровода­ми из металла или прорезиненной ткани. Отдельные участки системы смазки соединяются между собой каналами в блоке цилиндров, колен­чатом и распределительном валах, коромыслах и т. п.

Давление в системе смазки в прогретом двигателе при средних нагрузках должно быть в пределах: 2,5—3 кгс/см2 (ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53) и 2—4 кгс/см2 (24Д). С изменением нагрузок меняется и давление. На

Холостом ходу давление не должно быть ниже 0,5 кгс/см2. Если давле­ние ниже этого предела, двигатель необходимо выключить. Контроль за давлением в системе смазки осуществляется указателем или конт­рольной лампой на щитке приборов, описание которых дано в раз­деле «Электрооборудование автомобиля».

Емкость системы смазки двигателей ЗИЛ-130 — 9 л, ЗМЗ-53—8 л и 24Д—6 л.

Масло в процессе работы двигателя теряет свои качества (стареет и загрязняется), поэтому его периодически нужно менять. Сроки сме­ны масла определяются заводской инструкцией и зависят также от условий эксплуатации. Для двигателей ЗИЛ-130 смена масла осущест­вляется через 11 тыс. км (при ТО-2), а при эксплуатации на пыльных дорогах — через 4,4 тыс. км (через одно ТО-1); ЗМЗ-53 — через 4 тыс. км (через одно ТО-1); для 24Д через 10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.

В работающем двигателе в картер просачиваются рабочая смесь и отработавшие газы. Топливо, конденсируясь, разжижает смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары воды и сернистые со­единения, ухудшают качество масла. Для предупреждения повышения давления в картере и удаления прорвавшихся газов служит систе­ма вентиляции картера. Открытая вытяжная система применена в двигателях 24Д и ЗМЗ-53. При открытой вытяжной системе (рис. 29, А) Воздух попадает в картер через фильтр крышки маслоналивной горловины и отсасывается через вытяжную трубку с косым срезом, у которого при движении автомобиля создается раз­режение.

Рис. 29. Схема вентиляции картера в двигателях: а —24Д. б—ЗИЛ 130

Принудительная система вентиляции картера применяется в дви­гателе ЗИЛ-130. В такой системе вентиляции (рис. 29, Б) Воздух по­падает в картер через воздушный фильтр маслоналивного патрубка. Отсасываемый воздух проходит через уловитель, где отделяются час­тицы масла, затем через клапан и трубку поступает в центральную часть впускного трубопровода.

Когда двигатель работает с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе, клапан поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера и уменьшает проходное сечение канала. Это сделано для того, чтобы уменьшить подсос постороннего воздуха и обеспечить устойчи­вую работу двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.

При работе с открытой дроссельной заслонкой разрежение во впуск­ном трубопроводе падает и клапан под действием собственной массы опускается вниз, открывая полностью проходное сечение канала, В этом случае вентиляция картера будет наилучшей.

2.4.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Система смазки

Двигатели имеют смешанную (под давлением и разбрызгиванием) систему смазки.
Под давлением масло подаётся к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала.
К втулкам коромысел масло подается с пульсирующим давлением через пустотелые оси коромысел, в которые поступает через каналы, идущие от второго и четвёртого подшипников распределительного вала. К остальным деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Для охлаждения масла двигатели снабжены масляным радиатором, установленным впереди радиатора системы охлаждения. Падение давления в системе смазки обусловливается в основном износом деталей масляного насоса или подшипников коленчатого и распределительного валов. При значительном износе масляный насос начинает работать шумно. Чтобы выявить неисправности насоса, его необходимо снять с двигателя и разобрать. Но к разборке насоса следует приступить только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной ненормального давления в масляной системе (ослабла пружина, заело плунжер и т. п.).
Чтобы убедиться в нормальной работе редукционного клапана, надо отвернуть его пробку, вынуть пружину и убедиться, что плунжер перемещается в своем гнезде свободно, без заедания, а пружина находится в нормальном состоянии.
Длина пружины в свободном состоянии должна быть 50 мм.
Усилие пружины клапана при сжатии её на 10 мм должно быть равным 4,6 кГ. При ослаблении усилия пружину заменяют новой, так как подкладывание под неё шайб или растягивание для увеличения её усилия категорически запрещается.
Разборка масляного насоса.

  • Снять насос вместе с прокладкой с блока цилиндров.
  • Снять корпус нижней секции с ведомой шестерней и прокладкой.
  • Снять ведущую шестерню нижней секции масляного насоса и сегментную шпонку шестерни с вала насоса.
  • Снять перегородку масляного насоса с прокладкой.
  • Вынуть ведомую шестерню верхней секции насоса из корпуса.
  • Вынуть из корпуса насоса вал с ведущей шестерней верхней секции.

После разборки насоса все его детали тщательно промыть, просушить и осмотреть.
Если на перегородке масляного насоса обнаружится выработка от шестерни, то прошлифовать её до уничтожения следов выработки. При большом износе корпусов секций насос заменить новым.
При ремонте следует иметь в виду следующее. Расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни верхней секции насоса должно быть 40±0,15 мм.
Отверстие диаметром 4 +0,055 -0,025 мм под штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину 23±0,5 мм на расстоянии 15 мм от торца шестерни. Возвышение штифта над плоскостью впадины зуба не допускается.
При выпрессовке осей ведомых шестерен из корпусов секций насоса последние нагревают до 100 — 120°С, а при запрессовке— до 160 — 170°С, а оси охлаждают в сухом льду.
При запрессовке оси ведомой шестерни в корпус верхней секции насоса необходимо выдерживать размер 3±0,25 мм, а в корпус нижней секции 0,5±0,25 мм от торца корпуса до торца оси.
Собирают насос в обратной последовательности. При сборке насоса следует менять паронитовые или картонные прокладки корпусов (толщина их 0,3 — 0,4 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие средства, а также увеличивать толщину прокладок недопустимо, так как это снижает производительность масляного насоса.
Перед установкой на двигатель насос заливают маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и отказу в работе.

Рис. 20. Привод прерывателя-распределителя в сборе

Разборка привода прерывателя-распределителя и масляного насоса (рис. 20).

  • Выпрессовать штифт 6 шестерни привода при помощи бородка диаметром 3 мм.
  • Вынуть шестигранный валик 7 привода масляного насоса.
  • Спрессовать шестерню 5 привода при помощи оправки, для чего установить корпус привода верхним торцом на плиту с отверстием для свободного выхода валика в сборе с упорной втулкой.
  • Снять упорные шайбы 8 и 4 и вынуть валик 2 из корпуса привода прерывателя-распределителя.
  • Выпрессовать штифт 10 упорной втулки 11 валика привода в спрессовать втулку.
Читать еще:  Дусан 255 технические характеристики

После разборки промыть все детали привода и подвергнуть тщательному осмотру.

Сборка привода прерывателя-распределителя.

  • Напрессовать на валик привода прерывателя-распределителя упорную втулку 11, выдерживая размер 19±0,1 мм от торца валика до нижнего торца втулки.
  • В упорной втулке сверлить отверстие диаметром 4 +0,03 -0,05 мм на расстоянии 13±0,15 мм от торца. Ось отверстия во втулке должна совпадать с осью отверстия в валике привода прерывателя-распределителя.
  • Раззенковать фаски глубиной 0,8 мм под углом 90° в отверстии диаметром 4 мм с двух сторон.
  • В отверстие запрессовать штифт 10 и расклепать его с обеих сторон.
  • Валик в сборе смазать чистым маслом для двигателей, вставить в корпус привода прерывателя-распределителя и попробовать лёгкость вращения его от руки.
  • На валик установить упорные шайбы, сначала стальную 8, а потом бронзовую 4.
  • Напрессовать шестерню 5 на валик 2, выдерживая зазор 0,15 — 0,55 мм между торцами шестерни и бронзовой упорной шайбой. Ось 9 паза на валике должна быть параллельна оси, проходящей через середину впадины 8 на нижнем торце шестерни. Допустимое отклонение ±2 мм.
  • Сверлить отверстие диаметром 4 +0,03 -0,05 мм, выдерживая расстояние 9±0,15 мм от оси отверстия до торца ступицы шестерни. При сверлении отверстия валик в сборе должен быть прижат торцом упорной втулки 11 к корпусу 1 привода прерывателя-распределителя. Ось отверстия должна проходить через ось и середину грани валика 7. Допустимое отклонение не более 0,1 мм.
  • В шестигранное отверстие в торце валика 2 привода вставить шестигранный валик 7 привода масляного насоса и запрессовать в отверстие штифт диаметром 4 мм. Расклепать штифт с двух сторон.

Проверить лёгкость вращения валика, зазор между упорной шайбой и торцом шестерни привода и смещение середины впадины зубьев шестерни привода прерывателя-распределителя относительно оси паза валика.
Разборка фильтра центробежной очистки масла.

  • Снять кожух.
  • Осторожно за гайку снять стакан ротора, удерживая ротор от вращения.
  • Покачивая ротор на оси, определить радиальный зазор во втулках ротора. Заметное перемещение ротора свидетельствовать об износе втулок, и ротор подлежит замене.
  • Снять ротор вместе с шайбой. При снятии ротора необходимо следить за тем, чтобы верхнее кольцо упорного подшипника не было поднято вместе с ротором, так как оно может упасть в корпус фильтра, а оттуда в крышку распределительных шестерен и в картер двигателя.
  • После разборки фильтра все детали его тщательно промыть в керосине и продуть сжатым воздухом.
  • Осмотреть жиклёры и, если они засорены, вывернуть их для очистки. Каждый жиклёр устанавливать в свое гнездо, так как они обработаны в сборе с ротором, поэтому вывертывать сразу оба жиклера из ротора не рекомендуется.
    Для очистки жиклёра в его отверстие вводят сверло диаметром 5 мм и, вращая его от руки, удаляют все отложения. После этого жиклер промывают ещё раз в керосине и продувают сжатым воздухом через сопловое отверстие.
    При установке жиклёра на место следует обратить внимание на совпадение одной из граней головки жиклёра с меткой, нанесённой на бобышке ротора, так как нарушение расположения сопловых отверстий вызывает забрасывание масла в зону вращения ротора, а это сильно тормозит его вращение.

Для замены уплотнительной прокладки гайки стакана ротора снять с гайки пружинное запорное кольцо и вынуть гайку из стакана ротора.
Собирают фильтр в обратной последовательности. При сборке надо следить за тем, чтобы уплотнительные прокладки не выдавливались из своих гнёзд, а ротор фильтра свободно вращался на оси.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА АГРЕГАТОВ И ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям приборам очистки.

Масляные насосы, применяемые в системе смазки современных двигателей, бывают трех типов — шестеренные с внешним зацеплением зубьев (рис а, см. ниже, такой насос применяется на 4-х цилиндровом двигателе Ауди и Фольксваген) и с внутренним зацеплением (рис б, г см. ниже, например на двигателях Жигулей, на рис г показан масляный насос пятицилиндрового двигателя Ауди-100) и так называемые роторные (рис в). Роторные применяются редко.

Шестеренные с внутренним зацеплением дороже, но для их привода требуется меньше мощности ( у них выше кпд).

Шестеренные насосы в системах смазки двигателей применяются потому, что они при сравнительно небольшой производительности (например, меньше, чем у центробежных водяных насосов) создают достаточно большое давление (в 5-10 раз большее, чем у центробежных).

Для примера рассмотрим насос двигателя ГАЗ-53. Тип- односекционный, шестеренчатый (рис. 2), установлен снаружи блока с левой стороны и получает привод от распределительного вала.

Состоит из корпуса 5; пары шестерен 2 и 4; вала; редукционного клапана 6, 7.

На автомобиле ГАЗ-53 установлен односекционный насос с одним редукционным клапаном, который закачивает масло из масляного поддона к смазываемым поверхностям двигателя, а затем подает его в масляный фильтр и радиатор.

На автомобилях старых выпусков насос двухсекционный. Верхняя секция нагнетает масло в систему двигателя, а нижняя — в масляный фильтр-центрифугу.

На автомобиле ГАЗ-53 установлен фильтр со сменным элементом (рис. 3). Принцип очистки заключается в том, что масло под давлением проходит через неподвижный картонный элемент (частицы грязи остаются на нем), а очищенное масло под давлением будет поступать в магистраль системы смазки.

Рис. 2. Схема работы масляного насоса:

1 — впускной канал; 2 и 4 — пара шестерен; 3 — нагнетающая полость; 5 — корпус; 6, 7 — редукционный клапан

РАБОТА МАСЛЯНОГО НАСОСА

(рис. 2) заключается в следующем: при вращении шестерен со стороны впускного канала 1 зубья шестерен выходят из зацепления, что увеличивает объем полости и вызывает разрежение. Под действием разрежения масло всасывается из картера в насос, заполняет впадины и переносится в полость, где зубья входят в зацепление, что вызывает выдавливание масла. Так как давление, создаваемое насосом, зависит от частоты вращения шестерен и может достигать значительных величин, в корпусе установлен редукционный клапан 6, который при повышении давления до 0,32 МПа открывается и сообщает нагнетающую 3 и всасывающую 1 полости.

Нижняя секция работает аналогично и имеет перепускной клапан, который также сообщает нагнетающую и всасывающую полости, когда масляный радиатор закрыт или масло слишком густое (давление > 0,12 МПа).

Рис.3. Фильтр со сменным элементом (на автомобиле ГАЗ-53):

1 — корпус фильтра (верхняя часть); 2 — пружина; 3 — опорная шайба; 4 и 23 -уплотнительное кольцо; 5 — фильтрующий элемент; 6 — трубка корпуса фильтра; 7,9, 10, 11 — элементы предохранительного клапана; 8 — прокладка корпуса фильтра; 12 — стержень; 13, 15, 19, 21 — уплотнительная прокладка; 14 — корпус фильтра (нижняя часть); 16 — проставка фильтра; 17 -шайба; 18 -соединительная гайка; 20 — соединительный штуцер; 22 — фибровая шайба

Между входным и выходным каналами масляного фильтра установлен перепускной клапан 7, который сообщает их между собой, когда фильтрующий элемент забивается грязью. Перепускной клапан обеспечивает подвод неочищенного масла в двигатель, при этом слышен резкий свист срабатывающего клапана (фильтрующий элемент необходимо немедленно заменить). Это разборный фильтр. На большинстве легковых авто ставят фильтры неразборные, которые просто заменяются при смене масла.

Масляный неразборный фильтр (маслоочиститель) служит для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений. На всех изучаемых автомобилях устанавливается по одному фильтру, через который проходит все масло, подаваемое насосом. Такие фильтры называются полнопоточными.

Читать еще:  Зона обслуживания крана

На двигателях легковых машин неразборный полнопоточный фильтр (рис. 7) состоит из корпуса 1, в котором установлен фильтрующий элемент 6, перепускной 4 и противодренажный 3 клапаны. Последний представляет собой манжету из маслостойкой резины, которая свободно пропускает масло в корпус фильтра, но не позволяет ему вытекать из корпуса в поддон картера при неработающем двигателе. Такое устройство способствует постоянному сохранению запаса масла в корпусе фильтра и каналах, что, в свою очередь, обеспечивает быструю подачу масла к трущимся поверхностям после пуска двигателя. Перепускной клапан обеспечивает подачу неочищенного масла к смазываемым поверхностям, минуя фильтр в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента.

Рис.7. Неразборный полнопоточный фильтр для очистки масла двигателя легкового автомобля: 1 — корпус; 2 — дно корпуса; 3 —противодренажный клапан; 4 — перепускной клапан; 5 — уплотнительная прокладка; 6 —фильтрующий элемент

Центрифуга предназначена для очистки масла от механических примесей. Полнопоточного типа, установлена на блоке автомобилей старых выпусков. Центрифуга (рис. 4) состоит из корпуса 9 с кожухом 2, неподвижной оси 4, ротора 8, колпака ротора 5, жиклеров 10.

Работа центрифуги заключается в следующем: масло от насоса по сверлениям в блоке и корпусе центрифуги через кольцевую проточку неподвижной оси 4 поступает в ротор 8 под колпак 5. Масло идет к жиклерам 10 ротора, вытекая из них, сообщает вращательное движение ротору и затем стекает в картер двигателя.

При давлении 0,2-0,3 МПа ротор вращается со скоростью 5000 — 6000 мин -1 . Масло вращается вместе с ротором, в результате чего механические частички под действием центробежных сил отбрасываются на боковую стенку колпака и плотно прилипают к ней. Очищенное таким образом масло сливается в картер двигателя.

Рис. 4. Масляный фильтр-центрифуга:

1 -гайка-барашек; 2 — кожух; 3 — сетчатый фильтр; 4 — ось ротора; 5 — колпак ротора; 6 и 7 — прокладки; 8 — корпус ротора; 9 — корпус центрифуги; 10 — жиклер;11 — подшипник; 12 — отражатель; К — сила реакции

Часто встречаются неполнопоточные фильтры-центрифуги. Например, фильтр двигателя КамАЗ.

Масляный радиатор обеспечивает охлаждение масла. Установлен перед водяным радиатором, включается в работу с помощью крана 14 (рис. 1) при температуре воздуха выше 20°С (при езде в особо тяжелых условиях — при любой температуре).

РАБОТА СИСТЕМЫ СМАЗКИ (рис. 1)

При работе двигателя масляный насос 9 всасывает масло из картера через неподвижный маслоприемник 12 и подает его под давлением в масляный фильтр 4, там оно очищается и поступает в магистральный канал 6 блока цилиндров. Из магистрального канала масло по сверлениям в блоке поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и смазывает их.

Рис. 5. Схема закрытой системы вентиляции картера:

1 — воздухоочиститель; 2 — карбюратор; 3 — шланг основной ветви вентиляции;

4 — шланг дополнительной ветви вентиляции; 5 — маслоотделитель; 6 — прокладка;

7 — пламегаситель; 8 — впускная труба; 9 — трубка вентиляции

От коренных подшипников часть масла поступает по сверлениям в коленчатом валу в пустотелые шатунные шейки и, вытекая через отверстия в них, смазывает шатунные подшипники. Другая часть масла от коренных подшипников по каналам поступает к опорным шейкам распредвала, смазывая их.

От второй и четвертой шеек распредвала масло по двум каналам 5 поступает в правую и левую головки блоков, через стойки заполняет пустотелые оси коромысел 2 и, вытекая через отверстия, смазывает втулки коромысел. Часть масла, проходя по сверлению в коромысле, смазывает сферическую опору регулировочного винта, стекающее по штанге масло смазывает толкатели. Кроме того, под давлением смазывается упорный фланец распредвала и валик привода масляного насоса.

Из магистрального канала масло поступает в компрессор и, смазав его детали, стекает в картер. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Вентиляция картера необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих коррозию деталей, загрязнение и разжижение масла. Кроме того, прорывающиеся в картер отработавшие газы могут повысить в нем давление, что приведет к разрушению уплотнений и появлению течи масла при работе двигателя. Для устранения этого во всех изучаемых двигателях осуществляется вентиляция картера путем принудительного отсоса газов из картера через вытяжной шланг, воздухоочиститель, и впускной трубопровод в цилиндры.

Вентиляция картера (рис. 5) служит для удаления газов, прорвавшихся из камер сгорания в картер, так как нагретые и химически активные газы ухудшают смазочные свойства масла. Состоит из маслоотделителя 5, пламегасителя 7 и трубопроводов 3 и 9, соединяющих маслоотделитель с впускной трубой 8 и воздухоочистителем 1 двигателя. Газы откачиваются из картера за счет разрежения во впускной трубе и в воздушном фильтре.

При работе двигателя на частичных нагрузках газы из картера откачиваются во впускную трубу, на полных нагрузках — в воздушный фильтр и впускную трубу. Газы, проходя по лабиринту маслоотделителя 5 (рис.5), оставляют на его стенках мелкие частицы находящегося в нем масла.

Клапаны системы смазки.

Клапаны выполняют важную роль в работе системы.

По конструкции, принципу действия и задачам они подразделяются:

На каждом из 4-х рисунков попарно изображены два положения: нормальная работа, срабатывание одного из клапанов. Шарик клапана (или плунжер) на схемах условно показан стрелкой.

На верхнем левом рисунке изображен перепускной клапан. Его задача — перепустить масло к двигателю в случае, когда загрязнен фильтр. В этом случае в двигатель поступает неочищенное масло. Это плохо. Но еще хуже если бы оно вообще не поступало.

Особенность этого клапана в том, что он имеет две линии управления и срабатывает, в отличие от всех остальных клапанов, не при определенном давлении, а при разности давлений на входе в фильтр и на выходе из него. Если фильтр чистый — разница будет совсем малой.

На верхнем правом рисунке изображен редукционный клапан. Его задача — поддержание определенного максимального давления в системе смазки. Это давление определяется затяжкой пружины клапана. Пока давление в двигателе меньше максимального — масло в двигатель продолжает поступать. Как только давление достигнет максимальной величины — клапан откроется и масло через него будет перетекать из линии нагнетания в линию всасывания насоса. Насос работает вхолостую.

На нижнем левом рисунке изображен сливной клапан. Это разновидность редукционного клапана с той же задачей. Только при срабатывании клапана масло сливается назад в картер.

На нижнем правом рисунке изображен дифференциальный клапан. Это современная конструкция редукционного клапана. Применяется во многих современных двигателях, например, в КамАЗе.

Особенность его в том, что линия управления клапана подсоединена к последнему коренному подшипнику. То есть к тому подшипнику, у которого чаще возникают проблемы с давлением. Да и по смыслу должно быть понятно, если на последнем подшипнике давление в норме, то оно в норме и на всех предыдущих.

Поэтому этот клапан срабатывает тогда, когда на последнем подшипнике давление в норме. Если давление на последнем подшипнике меньше нормы, клапан закрыт, насос продолжает подавать масло в двигатель и давление повышается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector