Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
63 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уровень масла в заднем мосту зил 131

Как устроены передний и задний мост грузовика ЗИЛ-131

Передний мост ЗИЛ-131 имеет устройство, обеспечивающее непрерывную передачу крутящего момента при любом положении управляемых колес. Использование полного привода обеспечивает грузовику улучшенные внедорожные характеристики.

Устройство

Мосты автомобиля имеют сварную конструкцию. Узел собран из 2 штампованных половин, к которым прикреплены фланцы и крышка. Передняя балка грузовика оснащена главной парой, имеющей вертикальное банджо. Агрегат смонтирован на картере при помощи болтовых соединений.

Средний и задний мосты имеют оригинальную конструкцию, картеры главной передачи смонтированы сверху корпуса балки. Детали зафиксированы болтами, стык уплотнен специальной прокладкой. По этой причине картер переднего моста является невзаимозаменяемым с задними.

В состав оборудования мостов входит 2-ступенчатый редуктор, аналогичный примененному в задней балке на гражданском грузовике ЗИЛ-130. Крутящий момент передается при помощи карданного вала, закрепленного болтам к фланцу ведомого вала. Суммарное передаточное отношение узла составляет 7,339.

На входе редуктора расположена коническая пара шестерен, за которой установлена цилиндрическая передача с косым зацеплением. Одна из крышек подшипникового узла имеет глухое отверстие, в которое ввернута пробка, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении бродов. В конструкции имеется конический дифференциальный механизм, оснащенный 4 сателлитами.

Полуоси оснащены поворотными кулаками, ход которых ограничен приваренными болтами. На шейке шарнира смонтирован ниппель подвода воздуха. На внешнем фланце полуоси выполнен кран, необходимый для подключения магистрали к шине. В состав полуоси входит шарнир равных угловых скоростей, допускающий угол поворота колеса 30° в обе стороны. Поворотный шкворень имеет угол наклона в продольном направлении 3°10´, поперечный наклон составляет 5°.

Из-за особенностей конструкции вес передней балки составляет 480 кг, оси задней тележки имеют массу по 430 кг. Для проверки уровня масла используется отверстие на крышке картера. Нормальным является уровень, соответствующий нижней кромке отверстия. Объем смазки в картере составляет 5,0 л. Заливаемое на ЗИЛ-131 масло в мосты должно являться всесезонным (например, ТСп 15К). При эксплуатации техники при температуре ниже -30°С требуется специальная жидкость ТСп 10.

Как включить передний мост

Включение переднего моста осуществляется принудительно при помощи электропневматического привода. Активация происходит в автоматическом режиме в момент включения пониженного ряда в раздаточном редукторе. Для отслеживания используется концевой электрический переключатель, который подает напряжение на электромагнит. Силовой шток открывает воздушный клапан, через который начинается подача воздуха под давлением не менее 5 кгс/см². Узел подключен к пневматической системе привода тормозов.

Сжатый воздух воздействует на диафрагму с установленным на ней стержнем. Смещение элемента передается на подвижную каретку, которая позволяет включить на ЗИЛ-131 привод на переднюю ось.

Выключение привода осуществляется автоматически после отключения пониженного ряда под воздействием возвратной пружины.

Имеется возможность принудительного подключения передачи крутящего момента. Для этого используется 2-позиционный переключатель, размещенный на панели приборов. Устройство управляет электромагнитным силовым механизмом. В состав узла входит специальный контакт, включающий предупредительный индикатор.

Регулировка мостов

Поскольку редукторы ЗИЛ-131 имеют унифицированную конструкцию, то регулировка узлов одинаковая для всех осей. Под настройкой понимают проверку и корректировку предварительного натяга подшипников, а также обеспечение корректного контакта конической передачи. При этом следует помнить, что 2-рядный подшипник ведущего вала цилиндрической передачи настройке не подлежит. Недопустима замена элементов опорного узла, в случае износа он меняется в сборе.

Чтобы отрегулировать подшипники, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал от фланца редуктора.
  2. Разобрать узел и вынуть стакан в сборе с подшипниками ведущей шестерни. Для этого используются вспомогательные болты.
  3. Между торцовыми поверхностями внутренних колец подшипников установить регулировочные прокладки из набора. Допускается монтаж только 2 прокладок.

Конические шестерни подбираются в заводских условиях по пятну контакта и зазору между зацепленными зубьями. Детали проходят притирку и получают индивидуальное клеймо. В случае поломки 1 детали замене подлежит весь комплект. Настройка пятна контакта осуществляется дистанционными шайбами, которые подкладываются под фланец стакана подшипникового узла ведущей оси. Форма пятна контакта определяется при помощи краски, которая наносится на зубья. При необходимости прокладки устанавливают и в гнезда подшипников ведомого вала.

При правильно затянутых подшипниках ступиц колесо вращается от руки без заеданий и видимого осевого биения. Затяжка выполняется при снятой крышке фланца полуоси. Под ней размещена регулировочная гайка, которая фиксируется замочной шайбой. Проверка состояния подшипников в опорных кулаках производится после установки автомобиля на козлы. Корректировка износа производится при помощи регулировочных прокладок, размещенных в опорах. Процедура обслуживания зависит от класса точности установленных подшипников.

Ремонт мостов

В процессе эксплуатации грузовика следует периодически доливать масло в картер и менять на новое (согласно карте обслуживания). В корпусе поворотного кулака имеется пресс-масленка. Набивка смазки выполняется до момента появления вещества из контрольного отверстия на нижней части опоры. После этого отверстие закрывается защитной пробкой. При замене смазки требуется промывка деталей.

Ремонт ведущего моста осуществляется при поломке или чрезмерном износе шестерен или подшипников, а также поворотных кулаков и шарниров. При сборке заднего моста ЗИЛ необходимо обеспечить требуемое усилие затяжки гаек. Аналогичное требование распространяется на остальные узлы трансмиссии. При этом важно не перетянуть резьбовые соединения, поскольку возможен обрыв болтов или срыв резьбы, нарезанной внутри картеров.

При сильных повреждениях рекомендуется установка нового узла. Цена переднего моста без пробега составляет около 25 тыс. руб. Агрегаты с пробегом, снятые с разобранных грузовиков, оцениваются в 10-14 тыс. руб.

Уровень масла в заднем мосту зил 131

Ведущие мосты автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 2

Читать еще:  Сучкорезы для обрезки деревьев бензиновые

Уровень масла в промежуточном и заднем мостах проверяют при помощи указателя уровня (рис. 48), имеющегося в наборе инструмента. Для проверки уровня масла необходимо отвернуть болт крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора. Заданный уровень масла отмечен риской на стержне указателя. При снижении уровня масла ниже риски следует долить масло в картер. Контроль уровня масла в переднем мосту осуществляется через контрольное отверстие на крышке картера переднего моста, закрытое пробкой.

Для слива масла из картеров мостов имеется сливное отверстие, закрытое пробкой. Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 57 (см. рис. 46), расположенное в нижней части картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 65 (см. рис. 47) в передних стенках картеров редукторов заднего и промежуточного мостов. Сливают масло после предварительного прогрева через все сливные отверстия.

Рис. 48. Проверка уровня масла в промежуточном и заднем мостах:
1 указатель уровня масла; 2 — сливная пробка; 3 — заливная пробка

Допускается отклонение уровня масла в картерах мостов на 10 мм выше и 5 мм ниже метки на указателе. ‘ При смене смазочного материала все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть. Свежий смазочный материал закладывают непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси. Ступицу колеса также необходимо промыть. При закладывании свежего смазочного материала надо тщательно смазать подшипники.

Следует периодически промывать от грязи предохранительные клапаны мостов, предназначенные для сообщения внутренней полости картера моста с атмосферой и расположенные в верхних стенках балок мостов: на переднем мосту — слева (по ходу) от главной передачи; на заднем и промежуточном мостах — справа (по ходу) от главной передачи. Кроме того, имеются дополнительные предохранительные клапаны 19 (см. рис. 46) для выхода воздуха в случае неисправности манжет головок 22 подвода воздуха к шинам колес. Эти предохранительные клапаны расположены; на переднем мосту — в корпусах поворотных кулаков, над рычагами рулевой трапеции; на заднем и промежуточном мостах — в концевых фланцах картеров мостов.

Появление смазочного материала из отверстий предохранительных клапанов указывает на утечку воздуха из системы регулирования давления воздуха в шинах. Причину утечки необходимо найти и устранить.

Следует проверять отсутствие течи масла через сальники и фланцевые соединения. Неисправные сальники и уплотнительные прокладки надо заменять, а болты и гайки фланцевых соединений своевременно подтягивать. Необходимо следить за затяжкой гаек крепления полуосей к ступицам колес, гаек крепления шаровой опоры к фланцу кожуха полуоси и гаек крепления рычага поворотного кулачка.

При снятии тормозных барабанов каждый раз следует подтягивать гайки крепления цапф.

При сборке мостов необходимо выполнять следующие требования для обеспечения герметичности при преодолении автомобилем бродов:

все соединения, как имеющие уплотнительные прокладки, так и не имеющих их, должны быть смазаны при сборке уплотняющей пастой УН-25;

регулировочные прокладки перед установкой на место должны быть промыты и смазаны жидким маслом;

тонкие регулировочные прокладки должны быть установлены по обе стороны набора прокладок.

Вынимать и вставлять полуоси следует очень осторожно, чтобы не повредить уплотнительные сальники и расположенные внутри цапф эластичные манжеты головки подвода воздуха к колесу.

Перед установкой на место цапф мостов тонким слоем того же смазочного материала должны быть смазаны рабочие поверхности манжет и поверхности центрирующих отверстий головок подвода воздуха. Внутренняя полость головки подвода воздуха должна быть заполнена смазочным материалом; при этом отверстие под штуцер должно быть свободно от смазочного материала.

Шейки под бронзовую втулку кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста должны быть смазаны. Внутренняя полость обоймы сальников полуоси и пространство между головкой подвода воздуха и опорным кольцом также должны быть заполнены смазочным материалом.

В заднем и промежуточном мостах должны быть заполнены смазочным материалом пространства между головкой подвода воздуха и защитной втулкой сальника, а также полость между фланцами цапф и картера моста.

При установке цапф необходимо следить за правильным положением отверстий для подвода воздуха, имеющихся в шейках цапф. Отверстия должны быть направлены; для переднего и промежуточного мостов — вверх и назад; для заднего моста — вверх и вперед.

При сборке и разборке шарниров полуосей переднего ведущего моста прикладывают определенное усилие при установке и извлечении ведущего шарика, что требует специального навыка. Поэтому разбирать шарнир следует только при особой необходимости и только в мастерской. При разборке надо отметить мелом или краской взаимное положение ведущей и ведомой вилок и ведущих шариков, а при сборке установить все детали в прежнее положение.

Для облегчения работ по извлечению полуосей заднего и промежуточного мостов и снятию фланца кулака и шарнира полуоси переднего ведущего моста служат болты-съемники, завернутые во фланцы полуосей и застопоренные контргайками. Для этой же цели служат отверстия с резьбой М12 (шаг 1,75 мм), выполненные во фланцах следую-щих деталей: цапфы поворотного кулака; шаровой опоры поворотного кулака; цапфы заднего и промежуточного мостов; стакана подшипников конической шестерни; гнезда подшипника конического колеса.

Демонтаж верхней крышки подшипников шкворня, установленной на корпусе поворотного кулака, облегчается при обстукивании ее молотком сбоку по необработанной поверхности.

Конические роликовые подшипники вала конической шестерни главной передачи регулируются с небольшим предварительным натягом; осевой зазор не допускается. Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала в подшипниках, должен быть равен 0,8. 1,6 Н-м (0,08. . 0,16 кгс-м), что соответствует усилию 13. 27 Н (1,3. . 2,7 кгс), приложенному к фланцу. Момент измеряют при помощи динамометра. Измерять крутящий момент необходимо при плавном поворачивании фланца в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники при этом должны быть смазаны смазочным материалом, марка которого указана в карте смазывания.

Читать еще:  Как разбавить бензин с маслом для триммера

При измерении момента вращения шестерни мостов крышка подшипника должна быть сдвинута, чтобы центрирующий выступ стакана подшипников вышел из гнезда крышки и сальник не оказывал сопротивления вращению шестерни, а гайка крепления фланца шестерни должна быть затянута. Момент затяжки гайки должен быть равен

200. 250 Н*м (20. 25 кгс»м). При затяжке гайки необходимо проворачивать вал шестерни, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец.

. Регулировать подшипники шестерни следует подбором регулировочных шайб необходимой толщины.

Регулировочная шайба устанавливается между торцами внутренних колец подшипников. Завод выпускает регулировочные шайбы толщиной 11,65. 12,6 мм с шагом 0,05 мм. После окончательной регулировки подшипников гайка крепления шестерни должна быть затянута и зашплинтована.

Двухрядный конический роликовый подшипник вала цилиндрической шестерни заводы-изготовители поставляют с подобранным регулировочным кольцом. Этот подшипник дополнительной регулировки не требует. Детали подшипника невзаимозаменяемы, поэтому перестановка деталей с одного подшипника на другой и перестановка

внутренних колец подшипника одного на место другого недопустимы. Внутреннее кольцо подшипника, имеющее на торце клеймо — букву У, должно быть установлено со стороны заклейменного торца наружного кольца. После затяжки ганка крепления подшипника должна быть застопорена. Для этого ее тонкий край осторожно (без разрыва) вдавливают в один из пазов резьбового конца вала при помощи оправки, которую можно изготовить из зубила. Момент затяжки должен быть равен 350. 400 Н-м (35. 40 кгс-м). Если необходимо отвернуть гайку при ремонте, следует предварительно отогнуть тонкий край гайки.

Коническую шестерню и колесо главной передачи подбирают на заводе в комплекты по пятну контакта и боковому зазору в зацеплении, притирают и клеймят, указывая порядковый номер комплекта. Кроме того, в процессе работы автомобиля зубчатые колеса прирабатываются одно к другому, поэтому при необходимости замены зубчатых колес следует заменить оба зубчатых колеса одновременно. Вновь устанавливаемые конические зубчатые колеса, входящие в комплект, должны иметь общий порядковый номер.

При установке новых конических зубчатых колес главной передачи они должны быть отрегулированы по натягу контакта (на краску) и по боковому зазору в зацеплении (табл. 1). Пятно контакта на обеих сторонах зуба конического колеса должно иметь длину, равную приблизительно 2/3

Длины зуба, и не должно доходить до торца узкого конца зуба на 2.. .4 мм, а также не должно выходить за верхнюю кромку зуба. На шестерне пятно контакта может доходить до верхней кромки зуба. Пятно контакта получают при вращении шестерни в обе стороны при одновременном подтормаживанни рукой колеса.

Боковой зазор должен быть равен 0,15. 0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца вала конической шестерни на 0,18. 0,54 мм при замере по радиусу расположения отверстий для болтов при неподвижном колесе. Для главной передачи промежуточного моста замер проводят на меньшем фланце. Боковой зазор необходимо проверять не менее чем для четырех зубьев колеса, расположенных приблизительно на равных расстояниях по окружности.

ЗИЛ 131

Содержание материала

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОСТОВ

При проведении первого технического обслуживания очищают от грязи и промывают сапуны, на балках 2 ведущих мостов, на концевых фланцах балок среднего и заднего мостов и на корпусах поворотных кулаков. Если из отверстий сапунов появляется смазка, значит из системы регулирования давления воздуха в шинах выходит воздух.

При втором техническом обслуживании проверяют схождение колес. Разность расстояний Б—А, замеренная на уровне горизонтальных осей колес, должна быть в пределах 2—5 мм. Схождение колес регулируют изменением длины поперечной тяги 3, на концах которой имеются регулировочные головки 1и 4. Свинчивая или навинчивая

головки, изменяют положение колес относительно балки переднего ведущего моста.

Подшипники шкворней и шарниры полуосей переднего моста смазывают через пробки 8, пресс-масленки 11. Консистентную карданную автомобильную смазку АМ в подогретом состоянии нагнетают до выхода свежей смазки из контрольного отверстия, закрываемого пробкой 5 в шаровой опоре 10. После 8000—12 000 км пробега через одно ТО-2 разбирают шарниры, удаляют старую смазку, промывают детали и закладывают 1,3 кГ свежей смазки в каждый шарнир.

Также через одно ТО-2 при разборке промывают подшипники и ступицы колес и тщательно смазывают ролики и внешние кольца подшипников. Проверяют уровень масла в редукторах ведущих мостов. В редукторах среднего и заднего мостов это делают указателем 22, который вставляют в специальное отверстие, закрываемое одним из болтов 23. Доливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 21.

После 24 000—36 000 км пробега (через шесть ТО-2) масло меняют. Теплое масло сливают при открытой пробке 21, через отверстие, закрываемое пробкой 25, а остатки масла из верхних картеров редукторов — через отверстия 31, закрываемые дополнительными сливными пробками. Подтягивают болты 23 крепления редуктора к картеру 24 ведущего моста (включая два болта, находящиеся внутри картера).

Осевое перемещение шкворней 9 указывает на необходимость регулировки подшипников. Обычно нижний подшипник изнашивается больше, поэтому из-под нижней накладки 6 удаляют прокладки 7. Если износ подшипников одинаков, то такое же количество прокладок 12 удаляют из-под верхней накладки.

Читать еще:  Двигатель дм 1к перевести на 92 бензин

При сильном износе нижний и верхний подшипники меняют местами. После регулировки новых подшипников у каждого устанавливают не менее десяти прокладок толщиной 0,05 мм и не менее двух — 0,1 мм. Общая монтажная высота верхнего и нижнего подшипников с прокладками должна быть одинакова.

При регулировке подшипников 14 ступиц колес гайку 15 крепления подшипников затягивают специальным ключом 13 до начала торможения ступицы, после чего ее отпускают на 1/5 оборота до совпадения стопорного штифта гайки с отверстием в замочной шайбе и затягивают контргайку, прилагая усилие в 12—15 кГм.

Регулировку подшипников в ступицах переднего моста проверяют при снятых фланцах кулака шарнира полуоси, а в ступицах заднего и среднего мостов при вынутых полуосях. Если подшипники отрегулированы правильно, колеса должны свободно вращаться при толчках от руки и не иметь заметной боковой качки.

Регулировка подшипников и шестерен редукторов главных передач ведущих мостов. Конические роликовые подшипники вала ведущей шестерни 16 регулируют подбором шайб 26, которых должно быть две штуки. Завод выпускает эти шайбы разной толщины: 7,25; 7,30; 7,40; 7,50; 7,60; 7,70; 7,80 и 7,85 мм. После регулировки гайку 19 затягивают с усилием 20—25 кГм. Правильность регулировки проверяют, замеряя крутящий момент, проворачивая вал за фланец 18 при отпущенной крышке 20 и смазанных подшипниках. Двухрядный конический роликовый подшипник вала ведущей цилиндрической шестерни регулировки не требует, так как регулировочное кольцо 28 в этом подшипнике подобрано на заводе.

Гайку 29 затягивают моментом 35— 40 кГм, после чего ее тонкий край вдавливают в один из пазов резьбового конца вала.

Комплекты конических шестерен 16 и 17 подбирают на заводе, проверяя пятно контакта и боковой зазор в зацеплении.

Положение шестерни 16 регулируют прокладками 27, толщина пакета которых должна быть равна 2 мм. Боковой зазор регулируется прокладками 30. Толщина регулировочных прокладок 0,05 мм и 0,1 мм. После регулировки их должно быть не менее, чем по две штуки.

Конические роликовые подшипники дифференциала регулируют своими гайками, при этом дифференциал должен иметь осевое перемещение не более 0,1 мм. Гайки крепления крышек подшипников затягивают, прилагая момент 17—21 кГм. Момент затяжки болтов дифференциала должен быть 1 2—1 4 кГм.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

При ежедневном обслуживании проверяют нагрев ступиц колес и тормозных барабанов, осматривают шины, в начале работы открывают шинные краны.

При первом техническом обслуживании, прикладывая момент 25—30 кГм, подтягивают гайки стремянок 13 передних 10 и задних 12 рессор и моментом в 5,5—6 кГм подтягивают стяжные болты 9 пальцев передних рессор. Гайки пальцев реактивных штанг подтягивают, прикладывая момент 35—40 кГм. Стяжные болты 16 разрезных гаек ступиц балансирной подвески подтягивают моментом 8—10 кГм, болты крепления кронштейнов задней подвески к раме моментом 14—16 кГм и болты крепления оси 18 балансирной подвески к кронштейнам рамы — 35—40 кГм. Гайки стяжных шпилек 14 щек ступиц 17 под-

тягивают до устранения зазоров между щетками и рессорой 12.

Пальцы 8 передних рессор 10 смазывают консистентной смазкой УС-1, пресс-солидолом С или солидолом С до выдавливания свежей смазки. В условиях работы на грязных и пыльных дорогах и при бездорожье смазку осуществляют ежедневно.

При первом техническом обслуживании также проверяют состояние рамы, амортизаторов, резиновых ограничителей хода мостов, сцепного прибора и шин.

При появлении подтекания жидкости амортизатор снимают, резервуар 1 за нижнюю проушину закрепляют в тиски, кожух 3 поднимают и специальным ключом 4 подтягивают гайку 2. Если течь не устраняется, следует заменить сальник штока 6. Гайки пальцев крепления амортизатора со стороны кронштейнов крепления подтягиваются приложением момента 12—14 кГм, а с противоположной стороны — 5,5—6 кГм.

При проверке шин 19 необходимо убедиться в наличии колпачков вентилей, проверить состояние шинных кранов, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе, и проверить давление воздуха в шинах. Нормальное давление при нагрузке в кузове 3,5 т должно быть 3 кГ/см2, а при нагрузке 5 т —4,2 кГ/см2.

Гайки крепления колес к ступицам затягивают равномерно (крест-накрест), прикладывая момент 40 кГм.

При втором техническом обслуживании проверяют схождение передних колес, а в случае сильного износа протектора шин 19 колеса переставляют, как показано на схеме.

Через одно ТО-2 проверяют состояние коренных листов 11 задней рессоры и в случае необходимости первый и третий листы рессоры.

Через отверстие, закрываемое пробкой 15, в каждую ступицу 17 балансир-ной подвески заливают по 0,325 л трансмиссионного масла, применяемого для коробки передач, а в подшипники ступиц колес закладывается по 0,8 кГ консистентной смазки 1—13с или ЯНЗ-2.

При втором или третьем ТО-2 проверяют величину дисбаланса колес.

Амортизаторную жидкость заменяют через 35 000—50 000 км пробега, но не реже одного раза в год.

Не разрешается доливать жидкость в процессе эксплуатации. В качестве амортизаторнои жидкости применяют жидкость АЖ-12Т, масло веретенное АУ или смесь трансформаторного и турбинного 22 масел (по 50%).

Для смены жидкости амортизатор снимают с автомобиля, закрепляют в тисках, выкручивают гайку 2 резервуара, вытягивают шток 6 с поршнем 7 и про-, мывают амортизатор неэтилированным бензином или керосином.

В рабочий цилиндр 5 каждого амортизатора заливают по 0,45 л жидкости, соблюдая чистоту. Жидкость, не помещающаяся в цилиндр 5, сливается в резервуар 1 амортизатора.

Листы рессор 10 и 12 смазывают при переборке или ремонте. Для смазки передних и задних рессор требуется 1 кГ графитной смазки УСс-А.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector