Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена сцепления на мтз 80

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Ремонт сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Пробуксовка оцепления или неполное выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей сцепления, деталей коробки передач, заднего моста и переднего ведущею моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков,
характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия, не устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают на разрушение упорного подшипника выключения. При неправильной регулировке привода сцепления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, что характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и нажимными
рычагами, подшипник постоянно вращается.

Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового усилия трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведомые диски сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска. Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска
могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала дизеля или валов коробки передач.

При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных рычагов сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (когда концы рычагов располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления: края
ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В результате сцепление «ведет».

При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное включение передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала сцепления вследствие их ступенчатого износа.

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены их новыми или отремонтированными.

Перед снятием сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта в маховик заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая предварительное сжатие нажимных пружин (рис.1), и отворачивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки, стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение деталей и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление разбирают, используя специальное приспособление.

Рис. 1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления опорного диска

Допустимые значения контролируемых параметров сцепления МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Толщина ведомого диска — 8,0

Коробление ведомого диска — 0,6

Толщина нажимного диска — 21,0

Толщина шлицев вала — 3,5

Высота кулачка отжимного рычага — 10,9

После замены фрикционных накладок утопание головок заклепок должно быть не менее 2,0 мм. Накладки должны плотно прилегать к диску; допускаются неплотности до 0,1 мм, а также радиальные трещины накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие под заклепку.

Если толщина ведомого диска сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 не меньше допустимого значения, но головки заклепок утопают ниже плоскости накладки на 0,1 мм и менее, то обе фрикционные накладки заменяют.

Осматривают состояние нажимного диска. На его опорной плоскости не допускаются кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, следы прожогов и сетки растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую поверхность нажимного диска исправляют шлифованием или протачиванием до выведения
следов износа и тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой.

После ремонта сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 собирают с помощью приспособления. Сжимают пружины нажимного диска и вворачивают технологические болты для фиксации этого положения.

Во внутреннюю обойму подшипника маховика устанавливают технологический вал, необходимый для правильной взаимной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с маховиком. Выворачивают технологические болты из кожуха и вынимают технологический шлицевый вал.

Рис. 2. Регулировка сцепления и тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

Читать еще:  Komatsu pc300 технические характеристики

1 — упорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 — кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 — тяга; 10 — болт крепления кронштейна

Свободный ход педали (положение отводки) сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 2) регулируют вращением тяги 9. В отпущенном состоянии рычаг 3 педали должен упираться в пол кабины. Если он не упирается, постепенно выворачивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Когда такой регулировки
недостаточно, ослабляют болт 10 крепления кронштейна и поворачивают кронштейн в сторону пружины (по часовой стрелке).

При правильной регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и упорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм.

Регулировку отводки тормозка сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проводят в два этапа (см. рис. 2). Первый этап: отсоединяют тягу 5 от кронштейна 4, поворачивают кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до упора; вращая вилку 6, увеличивают длину тяги 5 до свободного
соединения вилки 6 и кронштейна 4.

Второй этап: вращают вилку 6 до тех пор, пока суммарная длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм; в таком положении соединяют вилку с кронштейном. После регулировки вилку закрепляют контргайкой.

Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связано с возникновением следующих основных дефектов: самопроизвольным выключением и тугим переключением передач, появлением шумов и стуков.

Самопроизвольно передачи выключаются при износе и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, износе фиксаторов и углублений под них на валиках механизма переключения передач, потере упругости пружин фиксаторов, износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тугое переключение передач и их включение со скрежетом происходят (наряду с неполным выключением сцепления) при нарушении регулировки тормозка, неправильной работе механизма блокировки.

Повышенные шумы и стуки в коробке передач появляются из-за износа подшипников валов, посадочных мест подшипников в корпусе, нарушения соосности валов, недостаточного количества масла в картере коробки, трещин и изломов деталей.

Отмеченные неисправности возникают не только из-за усталостного износа механизмов, но и неправильной эксплуатации, несоблюдения технических условий при ремонте сцепления МТЗ-80, МТЗ-82.

Так, повышенный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может вызываться наличием абразивных частиц в масле, заливаемом в картер коробки передач, или попаданием таких частиц в смазку через неплотности. Сколы и разрушения зубьев шестерен со стороны включения появляются
из-за неточной регулировки сцепления, неправильного переключения передач, нарушения регулировки тормозка вала сцепления.

Усталостное выкрашивание зубьев шестерен значительно убыстряется при неправильном зацеплении пар шестерен, неполном их включении, неточной регулировке зацепления конических пар. В процессе эксплуатации ряд неисправностей можно устранить непосредственно на тракторе.

Если при работе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует о неправильной регулировке механизма управления сцеплением и износе его дисков, об износе фрикционных дисков и тормозка, об износе поверхностей
в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 3).

Рис.3. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ-80, МТЗ-82

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — упорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники; 13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника

Читать еще:  Замена спидометра газель

В ходе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 могут возникнуть другие отказы и неисправности механизмов переключения передач. Для их устранения снимают корпус сцепления и разбирают в последовательности, показанной на рис. 4-8.

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора указывает на износ вилки переключения и паза зубчатой муфты.

Для проверки износа отсоединяют вилку, вставляют в паз зубчатой муфты и измеряют зазор. Если зазор превышает 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 4. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — технологический болт; 2 — вал сцепления

Рис. 5. Снятие упорного подшипника, отводки, вилок включения и вала вилок сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

1 — отводка;2 — вилка; 3 — вал вилок сцепления

Рис.6. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

Рис. 7. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

Рис. 8. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода BOM МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шестерня II ступени; 2 — шестерия I ступени; 3 — стопорное кольцо

Неисправности и ремонт сцепления и КПП МТЗ-80, 82.

    Семён Фролов 3 лет назад Просмотров:

1 Неисправности и ремонт сцепления и КПП МТЗ-80, 82. Неисправности коробки передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 связаны с нарушением правильного зацепления шестерен, зубчатых муфт и другими дефектами деталей механических передач: вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов и т. д. Признаками возможных неисправностей могут быть тугое включение и выключение шестерен и зубчатых муфт при переключении передач, появление повышенных шумов и стуков, самопроизвольное выключение шестерен, большой свободный ход рычага переключения и т. д. Если у трактора МТЗ-80/82 при работе слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует или о неправильной регулировке механизма управления сцеплением, износе его дисков или об износе фрикционных дисков и тормозка и проверхностей в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка. В том случае, когда после регулировки или устранения неисправности сцепления МТЗ-80, 82 не удается ликвидировать скрежет шестерен, регулируют механизм управления тормозком. Регулировка заключается в правильном натяжении его пружины. В отрегулированном механизме управления тормозком сжатая пружина должна иметь длину мм. Если и этой регулировкой не удается устранить неисправность, то снимают пол кабины и крышку верхнего люка корпуса сцепления и понижающего редуктора трактора МТЗ-80/82 (см. рис. 1), измеряют толщину накладок дисков тормозка, зазор между цапфами отводки и вилкой включения. Ведущий диск тормозка заменяют при толщине его накладок менее 1,5 мм, а отводку и вилку включения если зазор между ними превышает 2,2 мм. Для этого разъединяют и раскатывают остов, отсоединяя корпус сцепления от КПП, снимают крышку механизма управления понижающим редуктором (рис. 2), технологическими болтами 1 выпрессовывают вал 2 сцепления и заменяют ведущий диск тормозка.

2 Рис. 1. Понижающий редуктор и редуктор вала отбора мощности трактора МТЗ-80, ведомый вал привода ВОМ; 2 корпус понижающего редуктора и сцепления; 3, 10 зубчатые муфты; 4 ведомые шестерни привода ВОМ; 5 вал сцепления; 6 вилка; 7 ведущий диск тормозка; 8 ведомый диск тормозка; 9 рычаг понижающего редуктора; 11 первичный вал коробки передач.

3 Рис. 2. Снятие механизма управления понижающим редуктором МТЗ и зубчатой муфтой; спрессовка вала сцепления 1 технологические болты; 2 вал сцепления; 3 механизм управления Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора указывает на износ вилки переключения паза зубчатой муфты. Для этого также снимают пол кабины и крышку механизма управления понижающим редуктором. Отсоединяют вилку, вставляют ее в паз зубчатой муфты 10 (см. рис. 1) и измеряют зазор. Если зазор более 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления 2 от коробки передач. Большой свободный ход рычага переключения передач, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения кулисы 12, пазов скользящих кареток 13, вилки, потере упругости пружин фиксаторов 9. После снятия механизма переключения проверяют, есть ли выработка на наконечнике 11 рычага переключения передач, толщину щек вилок 14, ширину их зева, зазор между планками переключения, руководствуясь техническими требованиями таблицы допустимых размеров деталей механизма переключения передач. Если видны следы износа на наконечнике рычага, его заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3. 1,6 мм. Если неисправности КПП МТЗ-80, 82 возникают при включении или выключении первой передачи и заднего хода, снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. Если обнаружены следы износа и толщина щек вилки при замере окажется менее 8,0 мм, вилку первой передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Снимают вилки и поочередно вставляют их

Читать еще:  Экзаменационные билеты категории а3 белаз с ответами

4 в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если он превышает 1,5 мм, вилку заменяют новой. Блок-шестерни заменяют при ширине паза более 10,8 мм. Появление посторонних шумов в КПП МТЗ-80, 82 и чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов коробки передач. Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80, 82 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач и при необходимости боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При этом обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, пользуясь съемниками и заменяя изношенные подшипники.

5 Рис. 3. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала трактора МТЗ 1 вторичный вал; 2 монтажная лопатка; 3 индикатор. Если внешний осмотр показал, что зазоров, ощутимых рукой, нет, проверяют индикатором осевой зазор в подшипниках вторичного вала (рис. 3). Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении. Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3 мм. При этом следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и из-за отворачивания гайки вторичного вала. Поэтому сначала проверяют надежность фиксации гайки, степень ее затяжки. Для регулировки осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала отсоединяют коробку передач от заднего моста, отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 4).

6 Рис. 4. Регулировка осевого зазора трактора МТЗ в подшипниках вторичного вала 1 стакан подшипника вторичного вала; 2 регулировочные прокладки Степень затяжки конических подшипников проверяют динамометрическим ключом при выключенных передачах. Момент, с которым должен проворачиваться вторичный вал при правильной регулировке подшипников, должен находиться в пределах Н-м. После регулировки осевого зазора проверяют и при необходимости регулируют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 5). К торцу ведущей шестерни прикладывают планку определенной толщины и измеряют высоту штангенглубиномером или штангенциркулем. Она должна быть в пределах 57, ,15 мм. Если результат отличается от допустимого, то снимают ведущую шестерню и либо шлифовкой регу лировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты.

7 МТЗ. Рис. 5. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи 1 штангенглубиномер; 2 линейка; 3 коробка передач. Стуки в коробке передач МТЗ-80,82, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен КПП МТЗ-80, 82. Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках КПП и снятой раздаточной коробке. При этом рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. Обнаружив дефекты шестерен, коробку передач разбирают и заменяют изношенные детали. Основные неисправности раздаточной коробки МТЗ : износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости их прижимных пружин, а также износ вилки включения муфты. Если при буксовании задних колес передний ведущий мост не включается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной коробки МТЗ. Для обнаружения неисправностей раздаточной коробки ее разбирают, измеряют диаметры посадочных мест и при необходимости заменяют изношенные детали. Втулку обгонной муфты и шестерню заменяют при износе поверхностей под ролики до размеров соответственно 78,98 и 109,75 мм. О большом износе вилки зубчатой муфты раздаточной коробки свидетельствует невозможность принудительного включения переднего моста. В этом случае вилку снимают, измеряют толщину ее щек (она не должна быть менее 8,4 мм) и при необходимости заменяют новой или отремонтированной.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector