Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ходовая часть гусеничного трактора дт 75

Ходовая часть трактора ДТ-75

Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Вместе с тем она является опорой для корпуса трактора и обеспечивает необходимое сцепление его с почвой.

Ходовая часть трактора ДТ-75 состоит из подвески, направляющих колес с пружинными амортизаторами, поддерживающих роликов и гусениц. Подвеской называется устройство, с помощью которого корпус трактора опирается на катки, перекатывающиеся по гусенице. В зависимости от конструкции подвески опорные катки могут быть подрессорены и перемещаться относительно корпуса фактора или не подрессорены и не иметь перемещений. По этому признаку подвески делят на эластичные, жесткие и полужесткие. На тракторе ДТ-75 применена эластичная балансирная подвеска. Такая подвеска обеспечивает лучшую плавность хода, особенно при работе на повышенных скоростях с навесными сельскохозяйственными орудиями. Подвеска выполнена с помощью четырех одинаковых балансирных кареток, установленных на цапфах рамы попарно с каждой стороны трактора.

Каретка подвески представляет собой тележку, состоящую из двух балансиров, внешнего / (рис. 75) и внутреннего 5. Балансиры шарнирно соединены друг с другом верхними концами при помощи оси качания 10. На нижних концах балансиров укреплены попарно опорные катки 4. В верхней части балансиры распираются цилиндрической пружиной-рессорой 3, которая одним концом заведена в чашку внешнего балансира, а другим насажена на штырь верхней головки внутреннего балансира.

Для придания необходимой прочности балансиры отлиты из стали и имеют замкнутое коробчатое сечение. Внешний балансир центральным отверстием с запрессованными в него стальными закаленными втулками 17 свободно насажен на цапфу 18 поперечного бруса рамы. При таком устройстве кареток вес корпуса трактора, воспринимаемый опорными катками, уравновешивается упругой силой пружин, сжимаемых верхними головками балансиров. Благодаря своей эластичности пружины способствуют смягчению толчков, передающихся на корпус трактора при переезде неровностей почвы. Каретка подвески удерживается от смещения во внешнюю сторону трактора на цапфе рамы кольцевой упорной шайбой 13, прижатой к торцу цапфы сборной цанговой гайкой 14, завернутой во внутреннее резьбовое отверстие цапфы. Как видно из рисунка 76, на котором детали осевого крепления показаны в разобранном виде, кольцевая упорная шайба 2 имеет на внутреннем диаметре, которым она центрируется на выступе цапфы /, два зуба, плотно входящие в пазы выступа. Поэтому покачивание балансира на цапфе не передается цанговой гайке, что повышает надежность крепления каретки на раме.

1 — внешний балансир; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — пружина (рессора); 4 — опорный каток: 5 — внутренний балансир; б — сборный клин; 7 — крышка; 8 — болт; 9 — гайка; w ось качания;11 — втулка оси. качания; 12 — крышка; 13 — упорная шайба; 14 — сборная цангоаая гайка; 15 — пробка контрольного масляного отверстия; 16 — прокладка; 17 — втулка цапфы; 18 — цапфа; 19 — заглушка; 20 — корпус уплотнения; 21 — внешняя обойма. Цанговая гайка 5 на резьбовом хвостовике, вворачиваемом в цапфу, имеет сквозную прорезь и внутреннее конусное отверстие, куда входит конусная головка распорного болта 3. Резьбовой конец распорного болта выступает наружу через сквозное гладкое отверстие цанговой гайки для навертывания гайки 7.

При сборке, после установки на цапфу упорной шайбы 2, цанговую гайку с вставленным в нее распорным болтом завертывают в цапфу и затягивают до отказа. После этого навертывают, затягивают до отказа и контрят отгибной шайбой 6 гайку 7. При затягивании гайки 7 болт конусной головкой распирает резьбовой хвостовик цанговой гайки, не допуская ее самоотвертывания. Чтобы распорный болт не проворачивался, в его конусную головку запрессован штифте, упирающийся в момент затяжки в стенку прорези цанговой гайки. Во время завертывания цанговой гайки конусная головка распорного болта во избежание преждевременного расклинивания должна свободно перемещаться в конусном отверстии цанговой гайки. Распорный болт при этом предохраняют от выпадания внутрь цапфы навертыванием на его резьбовой хвостовик гайки 7 на несколько оборотов. При подтяжке или отвертывании цанговой гайки необходимо сначала отпустить и расклинить распорный болт. Для этого надо, отогнув замковую шайбу 6, отвернуть гайку 7 на два-три оборота, ударом молотка (через бронзовую наставку) по выступающему концу распорного болта сдвинуть его внутрь цапфы. После этого можно подтягивать или вывертывать цанговую гайку. От перемещения по цапфе внутрь трактора каретка удерживается прикрепленной четырьмя болтами к внешнему балансиру (рис. 75) крышкой 12, торец внутренней расточки которой при движении трактора упирается во внешний торец упорной шайбы 13. Центральную полость внешнего балансира для смазки трущихся поверхностей цапфы, втулок и деталей осевого крепления заполняют автотракторным маслом.

Масло заливают через отверстие во внешнем балансире, закрываемое пробкой 2. Попадая во внутреннюю полость балансира, масло через отверстия в полой цапфе 18 заполняет ее и через прорезь и отверстия на шестиграннике цанговой гайки проникает в полость крышки 12, в которой имеется пробка 15, закрывающая контрольное отверстие. При заправке масла это отверстие должно быть открыто для выхода вытесняемого воздуха.

Для предотвращения вытекания смазки и ее загрязнения посторонними примесями к внешнему балансиру с внутренней стороны каретки прикреплен четырьмя болтами корпус уплотнения 20 с запрессованными в него самоподвижным каркасным сальником и войлочным кольцом, заключенным в штампованную обойму. От выпадания и повреждения (при надевании каретки на цапфу) детали уплотнения защищены внешней обоймой 21, прижатой к корпусу уплотнения 20 его же крепежными болтами. Для полной герметизации масляной центральной полости под фланцы крышки 12 и корпуса 20 установлены прокладки 16, а в расточку на внутреннем конце цапфы запрессована штампованная заглушка 19.

У внешнего балансира для соединения с внутренним имеются две выступающие проушины, в отверстия которых со стороны проема запрессованы стальные закаленные втулки //. Между проушинами расположена головка внутреннего балансира с неподвижно закрепленной в ней полой осью качания 10. Концы оси качания входят в отверстия втулок 11, обеспечивая шарнирную связь балансиров каретки.

Соединение оси качания защищено с наружных торцов от попадания абразивных частиц крышками 7, напрессованными на концы втулок //, выступающих из расточки внешнего балансира. Для исключения спадания крышки 7 дополнительно прижаты к торцам внешнего балансира с помощью болта 8, пропущенного через отверстия крышек и полую ось качания, и гайки 9, навинченной на выступающий резьбовой хвостовик болта. Гайка 9 законтрена от самоотвертывания второй такой же гайкой и зажатой между ними замковой шайбой, которую после затяжки гаек отгибают на их грани. От поворота замковая шайба удерживается благодаря своему профильному центральному отверстию и лыске, имеющейся на резьбовом хвостовике болта.

Неподвижность соединения оси качания 10 с внутренним балансиром обеспечивается сборным клином 6, вставленным в отверстие, пересекающее под прямым углом отверстие оси качания. Сборный клин (рис. 77) состоит из разрезной втулки 3 с коническим внутренним отверстием, круглого конического клина 4 с резьбовым хвостовиком и глухой гайкой 5. Втулка 3 на всей длине имеет фрезерованную площадку, которой она повернута к лыске оси качания и прижата к ней в результате распора конической поверхности, происходящего при затяжке гайки 5.

При такой конструкций клина исключается возможность неправильной установки оси качания, так как пока лыска оси качания не будет выставлена параллельно оси отверстия клина, его нельзя установить на место. При этом в каретку сборный клин в соответствии со своим названием устанавливают в собранном виде, как показано на рисунке 77, но гайку 5 не затягивают, чтобы не вызвать преждевременного распора разрезной втулки 3.

Для исключения поворота круглого клина 4 в его конической поверхности сделано отверстие, куда запрессован штифт 8, упирающийся в момент затяжки гайки 5 в стенку прорези втулки 3.

Необходимо учитывать при установке клина, что опорная шайба 7 и отгибная контрящая шайба 6 не прижимаются к балансиру затягиванием резьбового соединения клина. Поэтому перед окончательной затяжкой гайки 5, когда втулка 3 достаточно плотно прижата к оси качания, нужно ударом молотка по гайке 5 осадить шайбы до плотного прилегания к балансиру.

В нижней части балансиры имеют развитую головку, в расточку которой на роликовых конических подшипниках установлена ось 2 (рис. 78) катков. Она удерживается внутри балансиров от осевого смещения коническими подшипниками, нижние кольца которых упираются в бурты, выштампованные в средней части оси. Наружные кольца подшипников поджимаются корпусами 6 уплотнений, привернутыми четырьмя болтами к балансирам. На выступающие концы оси до упора в нижние кольца подшипников напрессованы стальные опорные катки /, закрепленные на оси гайкой 14 и призматической шпонкой 13. Опорные катки, отлитые из высокоуглеродистой стали, имеют утолщенные ободья, закаленные токами высокой частоты для большей износоустойчивости. Правильно установленная ось с закрепленными на ней катками свободно вращается в подшипниках и имеет определенный осевой люфт, который регулируют прокладками 20, устанавливаемыми между фланцами корпусов уплотнения и торцевыми стенками головки балансира. При уменьшении количества регулировочных прокладок корпус 6 центрирующим буртиком продвигает наружное кольцо подшипника внутрь балансира, уменьшая тем самым зазоры в подшипниках и соответственно осевой люфт оси катков. Следует иметь в виду, что уменьшать или увеличивать количество регулировочных прокладок необходимо одновременно и равномерно с обеих сторон головки балансира. Конические роликовые подшипники оси катков работают в жидкой смазке, которую заливают во внутреннюю полость головки балансира. Вытекание смазки и попадание в нее посторонних примесей предотвращаются уплотнением на ступице опорного катка, устроенным следующим образом. В корпус 6 вставлено металлическое круглое кольцо 5, в канавку которого помещено резиновое кольцо 18, обеспечивающее герметичность и неподвижность соединения кольца с корпусом. К кольцу 5 прижимается пружиной 9, заключенной в чехол 10 из маслостойкой резины, малое металлическое кольцо уплотнения 7, свободно надетое на ступицу опорного катка. Благодаря двум лыскам на ступице катка малое кольцо с профильным отверстием и резиновый чехол с пружиной вращаются вместе с катком. В резиновый чехол для полного прилегания его к малому уплотнительному кольцу и торцу ступицы катка, а также для предохранения чехла от прорывов концами пружины вставлены нажимные металлические шайбы И.

Для удобства сборки и устранения заворачивания концов резинового чехла его собирают с пружиной уплотнения и шайбами отдельно до установки в каток. Пружину уплотнения предварительно сжимают до высоты, равной 27,5 мм, и связывают в двух местах нитками.

Читать еще:  Трактор дт 75м технические характеристики

Течь масла между фланцем корпуса 6 уплотнения и торцевой поверхностью головки балансира, а также из-под гайки 14 оси катков предотвращается резиновыми кольцами 19 и 16. Герметичность в месте контакта неподвижного кольца 5 и вращающегося вместе с катком малого уплотнительного кольца 7 создается плотным прилеганием точно обработанных поверхностей этих деталей. Во время эксплуатации трактора поверхности колец дополнительно притираются, в результате чего улучшается герметичность соединений. Для обеспечения высокой износоустойчивости уп-лотнительпые кольца изготовляют из качественной легированной стали и закаливают. При сборке и установке опорных катков надо тщательно следить за тем, чтобы поверхности колец были чистыми и покрыты тонким слоем смазки, так как даже мелкие частицы 1 — опорный каток; 2 — ось катков; 3 -балансир; 4 — конические роликоподшипники; 5 — круглое кольцо уплотнения; 6 — корпус уплотнения; 7 — малое кольцо уплотнения; 8 — двухстенный колпак; 9 — пружина уплотнения; 10 — резиновый чехол; 11 — нажимная шайба; 12 — отгибная шайба; 13 — шпонка; 14 — гайка оси катка; 5 — коническая пробка; 16, 18 и 19 — уплотиительные резиновые кольца; 17 — стопорное кольцо; 20 — регулировочные прокладки; 21 — наконечиик нагнетателя пыли способствуют неплотному прилеганию колец и появлению на них задиров, вызывающих течь масла. У каждого кольца притирается только одна сторона, поэтому при установке необходимо следить, чтобы они прижимались одно к другому только этими поверхностями. Отличить поверхности можно по кислотным клеймам, которые ставят на непритертой стороне. Круглое уплотнительное кольцо ставят клейменой поверхностью к упорному бурту корпуса уплотнения. Малое кольцо клейменой стороной прижимается к резиновому чехлу.

Для удобства монтажа опорного катка с собранными на нем кольцом 7, резиновым чехлом с пружиной и нажимными шайбами на конце ступицы опорного катка в канавку устанавливают пружинное стопорное кольцо 17. При снятом катке уплотнительное кольцо 7 под действием пружины упирается в стопорное кольцо, тем самым предохраняя детали уплотнения от спадания со ступицы.

Для защиты от непосредственного попадания грязи узел уплотнения закрыт дополнительно лабиринтом. Этот лабиринт образуется двухстенным штампованным колпаком 8, приваренным к ступице катка и входящим между стенками колпака цилиндрическим хвостовиком корпуса 6.

Масло для смазки подшипников оси катков заливают через ее центральное отверстие, закрываемое пробкой 15.

Два радиальных отверстия в оси и расположенные против них отверстия в ступицах опорных катков соединяют центральный канал через сепараторы конических подшипников с внутренней полостью головки балансира.

Масло подается нагнетателем, наконечник которого вставляется в центральный канал до упора в уступ, расположенный за первым радиальным отверстием. Под давлением масло поступает по центральному каналу до второго радиального отверстия и через него во внутреннюю полость головки балансира. Вытесняемый воздух и старая смазка выходят наружу через первое радиальное отверстие и зазор между наконечником нагнетателя и внутренними стенками центрального канала.

Детали конических роликовых подшипников воспринимают большую нагрузку, поэтому неправильная или несвоевременная их регулировка, а также недостаточное количество смазки или плохое качество ее могут снизить работоспособность и долговечность узла.

Назначение и устройство ходового устройства трактора ДТ-75

Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Вместе с тем она является опорой для корпуса трактора и обеспечивает необходимое сцепление его с почвой. Вращательное движение гусениц при их сцеплении с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора. Ходовая система состоит (см. рис 1.) из ведущих 7 и направляющих колес 3, поддерживающих роликов 5 с резиновыми бандажами, балансирных кареток подвески и гусеничных цепей 2.Семипроушинные унифицированные звенья гусениц, соединенные между собой стальными пальцами с головкой, имеют перекрытие беговых дорожек, вследствие чего опорные катки перекатываются по гусеничной цепи без ударов, что особенно важно при движении трактора на повышенных скоростях [1].

2- гусеничная цепь;

3- направляющее колесо;

5- поддерживающий ролик;

7- ведущее колесо;

10- балансирная каретка;

12- натяжной механизм;

13- передний кронштейн;

14- коленчатая ось;

Рис. 1 Ходовая система

Работа ходового устройства трактора ДТ-75

Подведенный от двигателя момент вращает звездочку 3 (см. рис 2.), которая перематывает гусеничную цепь 1. Гусеница, находясь в сцеплении с опорной поверхностью, воспринимает усилие реакций опорной поверхности и передает это усилие остову трактора. Таким образом, перематываемая звездочкой гусеница непрерывно укладывается на опорную поверхность в направлении движения трактора и одновременно поднимается с опорной поверхности, передавая остову толкающую реакцию.

В процессе работы гусеничного движителя на опорную ветвь гусеницы действуют нормальные силы, вызываемые в основном весовыми нагрузками, и касательные реакции опорной поверхности.

2- поддерживающие ролики;

3- ведущая звёздочка;

4- опорные катки;

5- амортизирующее устройство;

6- направляющее колесо.

Рис. 2 Схема работы гусеничного движителя

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ХОДОВОГО УСТРОЙСТВА ТРАКТОРА ДТ- 75

Техническое обслуживание — это совокупность обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов машин, имеющих целью — предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины.

Техническое обслуживание тракторов проводят обязательно после выработки определенного количества мото-часов или расходования определенного количества топлива. Машина, не прошедшая очередного технического обслуживания, к дальнейшей работе не допускается.

Операции технического обслуживания:

— Контрольный осмотр проводят через каждые 4-6 мото/часов.

— Ежедневное техническое обслуживание проводят проводят через 8-10 мото/часов, и в течении смены.

— Техническое обслуживание №1 проводят через 125 мото/часов.

— Техническое обслуживание №2 проводят через 500 мото/часов.

— Техническое обслуживание №3 проводят через 1000 мото/часов.

Ежедневное техническое обслуживание

Очищают от пыли и грязи ходовую систему трактора. Проверяют внешним осмотром отсутствие течи масла и при необходимости устраняют подтекания. Проводится через 8…10 мото/часов.

Техническое обслуживание №1

Проверяют уровни масла в составных частях ходовой системы (опорные катки и поддерживающие ролики, направляющие колеса) в соответствии со схемой смазки и доливают его до установленного уровня. Проводится через 125 мото/часов.

Техническое обслуживание №2

Проверяют и подтягивают все наружные крепления. Особое внимание обращают на гайки опорных катков и клиньев осей качания кареток подвески, винтов крепления крышек в каретках подвески, направляющих колес и поддерживающих роликов. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение гусениц и проверяют шплинтовку пальцев. Во время работы трактора вследствие износа отверстий проушин звеньев и пальцев длина гусеницы увеличивается, а натяжение ее ослабевает. Слабое натяжение гусеницы вызывает утыкание в цевки и прощелкивание зубьев ведущего колеса, приводящие к быстрому износу элементов зацепления. Перед проверкой трактор устанавливают на ровной и твердой площадке. Перед остановкой трактор должен немного продвинуться вперед, чтобы натянуть участок гусеницы, расположенный между последними парами опорных катков и ведущими колесами. Величину провисания верхней ветви гусеницы на участке между передним и задним поддерживающими роликами определяют следующим образом. На выступающие концы пальцев звеньев, расположенных над поддерживающими роликами, кладут ровную планку и линейкой измеряют расстояние от планки до пальцев наиболее провисающих звеньев. В правильно натянутой гусенице это расстояние равно30-50 мм. Если величина провисания более 50 мм, то необходимо отрегулировать натяжение гусениц. Для этого очищают от грязи резьбу стяжного болта, покрывают его смазкой УС, отпускают контргайку и, свинчивая регулировочную гайку с натяжного болта амортизатора, подают направляющее колесо вперед до тех пор, пока не будет достигнуто нормальное натяжение гусеницы. После регулировки резьбу натяжного болта смазывают смазкой УС и затягивают контргайку Натяжение можно регулировать до тех пор, пока направляющее колесо не окажется в крайнем переднем положении, тоесть резьбовой конец натяжного болта не скроется полностью в сферической головке упорного кронштейна рамы. Тогда разъединяют гусеничную цепь и удаляют из нее одно звено. Чтобы соединить, укороченные гусеницы, гайку и контргайку навертывают на натяжной болт до соприкосновения с гайкой, стягивающей пружины амортизаторов. Подают направляющее колесо в крайнее заднее положение. Затем соединяют гусеничную цепь и регулируют ее натяжение. Проверка и регулировка натяжения гусениц. При регулировке натяжения гусеницы не следует отвертывать гайку, так как положение ее определяет раз и навсегда установленное предварительное сжатие пружин и на натяжение гусеничной цепи не влияет. Нельзя также чрезмерно натягивать гусеничную цепь, так как повышенное натяжение увеличивает нагрузки в проушинах звеньев при перегибах и, следовательно, вызывает быстрый износ звеньев и пальцев. Кроме того, повышенное натяжение гусениц понижает коэффициент полезного действия гусеничного движителя, приводит к перерасходу топлива и потере тяговой мощности трактора. Проводится через 500 мото/часов.

Техническое обслуживание №3

Проверяют и при необходимости регулируют: осевое перемещение опорных катков, подшипники направляющих колес. Проверка и регулировка кареток подвески. В каретках подвески проверяют и регулируют осевое перемещение (люфт) опорных катков в подшипниках. В правильно собранной каретке не должно быть радиального биения опорных катков, а осевое перемещение должно составлять 0,2-0,4 мм. При эксплуатации трактора изнашиваются ролики и кольца конических роликоподшипников. Между ними увеличивается зазор, вследствие чего появляется радиальное биение и повышенное осевое перемещение катков. Для проверки состояния подшипников каждую пару опорных катков приподнимают над гусеницей с помощью домкрата или специального башмака, устанавливаемого под головку балансира каретки. Радиальное биение и осевое перемещение опорных катков определяют с помощью ломика, пропущенного в окно катка. Упирая ломик в балансир, нажимают им на каток в осевом и радиальном направлениях. Если при этом величина перемещения катков с осью будет больше установленной, необходимо отрегулировать подшипники. Для этого снимают каретку подвески с цапфы рамы и, отвернув гайки осей катков, снимают при помощи съемника опорные катки. Затем вывертывают болты корпусов уплотнения, снимают корпуса и регулировочные прокладки. В зависимости от величины осевого перемещения уменьшают количество регулировочных прокладок поровну с каждой стороны. Вновь устанавливают с оставшимися регулировочными прокладками корпуса уплотнений и затягивают болты. Вращая ось катков, проверяют регулировку подшипников. Если они отрегулированы правильно, ось катков будет проворачиваться в подшипниках туго. После этого добавляют одну прокладку толщиной 0,2 мм, собирают весь узел и, убедившись, что опорные катки вращаются свободно, без заедания, устанавливают каретку на цапфу рамы. Осевое перемещение кареток подвески на цапфах рамы у трактора ДТ-75 не регулируют. Однако необходимо периодически контролировать величину осевого люфта, чтобы определить надежность крепления резьбовых соединений и степень износа трущихся поверхностей деталей крепления кареток. Нормальное осевое перемещение кареток должно находиться в пределах 0,52 мм. Если осевое перемещение свыше 2 мм, то уменьшают его величину, устанавливая картонную прокладку толщиной 0,5 мм под крышку вместо прокладки толщиной 1,5 мм, устанавливаемой при сборке трактора на заводе. Если при проведении регулировок приходится открывать заполненные смазкой полости, необходимо тщательно промыть работающие в смазке детали, очистить их от грязи и проверить состояние деталей уплотнения.

Читать еще:  Т 16 трактор новый

Проверка и регулировка направляющего колеса. В направляющих колесах проверяют и регулируют конические роликоподшипники. При проверке снимают гусеничную цепь и покачивают колесо вручную. Если направляющее колесо отрегулировано правильно, то в подшипниках не должно быть радиального зазора, а осевое перемещение колеса должно находиться в пределах 0,2-0,5 мм. При обнаружении радиального зазора или повышенного осевого перемещения направляющего колеса подшипники регулируют. Для этого отвертывают болты, крепящие крышку, и снимают ее вместе с картонной прокладкой. Отгибают с граней гаек, крепящих колесо на коленчатой оси, замковую пластину и, придерживая одним ключом гайку, отвертывают другим на пол-оборота контргайку. Завертывая гайку, устраняют зазор в конических роликоподшипниках направляющего колеса. Гайку завертывают до тех пор, пока не потребуется приложить значительное усилие на ободе для вращения направляющего колеса.

После этого отвертывают гайку на ¼ — 1 /3 оборота и, придерживая ее ключом, затягивают до отказа контргайку. Убедившись, что направляющее колесо вращается свободно, без заедания и радиального зазора, и перемещается в осевом направлении в указанных пределах, шплинтуют гайку и контргайку, устанавливают крышку с прокладкой и затягивают болты крышки. Проверка и регулировка натяжения гусениц. Во время работы трактора вследствие износа отверстий проушин звеньев и пальцев длина гусеницы увеличивается, а натяжение ее ослабевает. Проводится через 1000 мото/часов.

Устройство ходовой ДТ-75

Ходовая часть трактора ДТ-75 служит для преобразования вращательного движения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Вместе с тем она является опорой для корпуса трактора и обеспечивает необходимое сцепление его с почвой.

Ходовая часть трактора ДТ-75 состоит из подвески, направляющих колес с пружинными амортизаторами, поддерживающих роликов и гусениц ДТ-75.

Общая схема ходовой ДТ-75:

а — устройство; б — звенья гусеницы; в — схема; 1 — регулировочная гайка натяжного механизма; 2 — рама; 3 — поддерживающий ролик; 4 — балансир; 5 — гусеничная цепь; 6 — звено; 7 — палец; 8 — шайба; 9 — шплинт;
10 — натяжной механизм; 11 — ведущая звездочка; 12 — направляющее колесо; А — цевка

Подвеска ДТ-75

Подвеска- это устройство с помощью которого корпус трактора опирается на катки, перекатывающиеся по гусенице ДТ-75. В зависимости от конструкции подвески опорные катки могут быть подрессорены и перемещаться относительно корпуса трактора и не подрессорены и не иметь перемещений. По этому признаку подвески делят на эластичные, жесткие и полужесткие.

На тракторе ДТ-75 применена эластичная балансирная подвеска. Такая подвеска обеспечивает лучшую плавность хода особенно при работе с навесными сельскохозяйственными орудиями.

Подвеска состоит из 4 одинаковых балансирных кареток ДТ-75, установленных на цапфах рама попарно с каждой стороны трактора.

Схема каретки ДТ-75:

1 и 5 — внутренний и внешний балансиры; 2 — пружина; 3 и 8 — оси балансиров и катков; 4 и 12 — пробки маслозаливного и контрольного отверстий; 6 — цапфа; 7 — цанговая гайка; 9 — регулировочные прокладки; 10 — каток; 11 — уплотнительное устройство; 13 — пробка

Во внешнем балансире в отличие от внутреннего находится центральное отверстие, в которое запрессованы с обеих сторон стальные закаленные втулки (опоры цапфы 6поперечного бруса рамы). Внешний балансир, а вместе с ним и вся каретка удерживаются от смещения на цапфе рамы упорной шайбой, которая прижата к торцу цапфы сборной цанговой гайкой 7.

Трущиеся поверхности цапфы и втулок’смазывают маслом, заливаемым в центральную полость внешнего балансира через отверстие, закрываемое пробкой 4. Уровень масла проверяют по контрольному отверстию, закрываемому пробкой 12.

Каретка ДТ-75

Каретка ДТ-75 представляет собой тележку, состоящую их двух балансиров, внешнего и внутреннего. Балансиры шарнирно соединяются друг с другом при помощи оси качания. На нижних концах балансиров укреплены попарно опорные катки. А вверху балансиры распираются цилиндрической пружиной-рессорой.

Внешний балансир ДТ-75 свободно насаживает на цапфу поперечного бруса рамы. Каретка подвески ДТ-75 удерживается от смещения во внешнюю сторону трактора на цапфе.

От перемещения по цапфе внутрь трактора каретка ДТ-75 удерживается крышкой, прикрепленной к внешнему балансиру. Для предотвращения вытекания смазки и ее загрязнения к внешнему балансиру крепится корпус уплотнения.

Неподвижность соединения оси качания с внутренним балансиром обеспечивается сборным клином, состоящим из разрезной втулки, круглого конического клина с резьбовым хвостовиком и глухой гайкой.

В нижней части балансиры имеют головку, в расточку которой на роликовых конических подшипниках устанавливается ось катков. На оси напрессовываются стальные опорные катки, закрепленные на оси гайкой и призматической шпонкой. Вытекание смазки и попадание в нее посторонних примесей предотвращается уплотнением на ступице опорного катка. Для защиты от грязи узел защищен дополнительным лабиринтом.

Направляющее колесо и натяжной механизм ДТ-75

Направляющее колесо ДТ-75 служит для изменения направления движения сбегающей ветви гусеницы ДТ-75, а также для обеспечения нормального натяжения всей гусеничной цепи.

Устанавливается направляющее колесо ДТ-75 в передней части трактора на двух конических роликовых подшипниках, напрессованных на нижний конец коленчатой оси.

Направляющее колесо ДТ-75- это цельная стальная отливка с раздвоенным ободом. Для облегчения колеса и предохранения его от залипания грязью на ободе и диске сделаны большие окна, окантованные для прочности по контуру невысокими ребрами. На спицах колеса имеются высокие продольные ребра, придающие ему жесткость.

В расточку ступицы направляющего колеса ДТ-75 прессуют верхние кольца конических роликоподшипников. Нижние кольца насаживаются на шейки нижнего колена оси.

Вытекание масла и загрязнение смазки предотвращается уплотнительным устройством. С внешней стороны над коленчатой осью на раме приварен козырек, предохраняющий торцы оси и втулки от грязи.

Натяжение гусеницы ДТ-75 регулируют с помощью натяжного механизма. Натяжной механизм представляет собой устройство, состоящее из кронштейна, стяжного болта, фланца и гаек. С коленчатой осью натяжной механизм соединяется передним кронштейном.

Через задний упор, пружины и передний кронштейн амортизатора передается движение от болта коленчатой оси, которая, поворачиваясь нижним коленом с укрепленным на нем направляющим колесом подается вперед. И гусеница ДТ-75 натягивается.

Схемы натяжения гусеницы ДТ-75 и устройство поддерживающего ролика ДТ-75

Детали направляющего колеса

Поддерживающие ролики ДТ-75

Поддерживающие ролики ДТ-75 уменьшают провисание гусеницы ДТ-75 и направляют ее своими ободьями.
На раме трактора с каждой стороны устанавливается по два поддерживающих ролика. Основная деталь ролик-это ступица. Ступица изготавливается как круглая чугунная отливка с двумя утолщенными ободами, имеющими снаружи фигурные упорные бурты, а внутри с торцов — расточки под подшипники. На ободы до упора в бурты надеты сменные резиновые бандажи, зажатые на ступице крышкой и корпусом уплотнения, притянутыми болтами к торцам ступицы.

В поддерживающем ролике масляная полость защищена уплотнением, конструкция которого подобна конструкции уплотнения в опорных катках каретки подвески ДТ-75. Все детали уплотнения ролика, в том числе и двухстенный колпак, образующий лабиринтную защиту, взаимозаменяемы с одноименными деталями уплотнения катков кареток ДТ-75.

Для предотвращения вытекания смазки между торцевыми поверхностями ролика, фланцами крышки и корпуса уплотнения установлены картонные прокладки.

Резиновые бандажи введены в поддерживающий ролик для повышения износоустойчивости узла, так как, обладая большим, чем чугун, коэффициентом трения, резина способствует уменьшению скольжения звеньев гусениц ДТ-75 при перекатывании по поддерживающим роликам. Кроме того, в результате упругости резины снижается ударная нагрузка на детали ролика и уменьшается шум от перекатывающейся гусеницы ДТ-75.

Гусеница ДТ-75

Гусеница ДТ-75 состоит из звеньев шарнирно соединенных между собой пальцами.

Пальцы гусениц ДТ-75 вставлены в отверстия проушин звеньев и удерживаются от выпадания с внешней стороны трактора штампованными на концах пальцев головками, а с внутренней- упорными шайбами и шплинтами.

Гусеничное звено (трак ДТ-75) представляет собой стальную отливку сложной конфигурации, имеющую семь проушин: четыре с одной стороны и три с другой. Середина центральной проушины с внешней стороны утолщена и представляет собой цевку, предназначенную для зацепления звена с зубьями ведущего колеса.

Сверху на плите звена вдоль проема отлиты два гребня, которые при движении трактора ДТ-75 проходят между ободьями опорных катков и поддерживающих роликов и тем самым удерживают от спадания нижнюю и верхнюю ветви гусеницы ДТ-75. Со стороны начала центрального проема гребни имеют в плане изгиб, выполняющий роль отбойника для устранения случаев наезда на гребень опорных катков ДТ-75 кареток подвесок.

Утолщенные участки плиты с внешней стороны вдоль гребней образуют в собранной гусенице ровную гладкую металлическую дорожку, по которой перекатываются опорные катки и поддерживающие ролики.

Участки плиты, расположенные между проемом звена и гребнями, служат опорой для ободьев направляющего колеса. От бокового смещения на колесе звенья удерживаются приливами в средней части гребней.

С нижней стороны звена, на проушинах, отлиты почвозацепы (шпоры), которые создают необходимое сцепление гусеницы ДТ-75 с грунтом. Почвозацепы, кроме двух крайних, расположены пол углом 20 градусов к оси проушин для исключения бокового скольжения трактора при его движении по обледенелому грунту.

Боковые площадки плиты за пределами беговой дорожки опущены на уровень осей проушин с целью придания звену ДТ-75 большей жесткости и прочности. С этой же целью проушины и впадины между ними, а также центральный проем и боковые кромки звена ДТ-75 окантованы снизу ребрами.

Ходовая часть тракторов ДТ-75, ДТ-75М

Рама трактора ДТ-75 (на рисунке) сварена из продольных и поперечных балок и брусьев.

Рама трактора ДТ-75:

1 — бампер; 2— кронштейн передней опоры двигателя; 3 — груз; 4 — бугель передней оси; 5 — передняя опора; 6 — передний кронштейн для крепления водяного радиатора и сельхозмашин, навешиваемых по бокам трактора; 7 — защитный козырек втулки коленчатой оси; 8 — трубчатая опора коленчатой оси со втулкой; 9 — продольный брус; 10 — накладка для крепления задних опор двигателя; 11 — верхний кронштейн; 12 — головка для крепления сельхозмашин при работе трактора с передней и боковыми навесками; 13 — верхняя ось рамы; 14 — кронштейн крепления поддерживающего ролика и стоек механизма навески; 15 — задний кронштейн; 16 — соединительный кронштейн; 17 —задняя ось рамы; 15 —передняя опора корпуса силовой передачи; 19 — поперечный брус рамы; 20 — цапфа каретки; 21 — кронштейн шаровой опоры амортизирующего устройства направляющего колеса; 22 — передний поперечный брус рамы, 23 — полость для масла в цапфе каретки; 24 — передняя ось рамы; 25 — буксирный крюк; 26 — бугель крепления груза; 27 — штифт стопорный передней оси

К передней части продольных брусьев 9 болтами прикреплена передняя стальная ось 24. Впереди оси смонтированы массивный литой груз 3 и бампер 1. Они служат балластом для уравновешивания трактора при работе с задними навесными орудиями. На кронштейнах 2 крепится передняя опора двигателя, а на кронштейнах 6 — его водяной радиатор.

Читать еще:  Где регистрируются трактора

Здесь же присоединяют сельскохозяйственные орудия, если их навешивают по бокам трактора. В отверстия продольных балок вставлены и приварены трубчатые опоры 8 коленчатой оси со своими втулками. На балках приварены накладки 10 для крепления задних опор двигателя и верхние кронштейны 11, в которых закреплена верхняя ось 13 рамы; на раме расположен механизм управления.

К деталям 11 и 14 прикреплены болтами кронштейны поддерживающих роликов. Снизу к продольным балкам рамы приварены буксирные крюки 25 и два литых поперечных бруса 19 и 22. В разрезные отверстия этих брусьев вставлены и неподвижно зажаты стяжными болтами цапфы 20 кареток. На цапфы надеты каретки балансиров.

Сзади к продольным балкам приварены соединительные кронштейны 16, в которых закреплена задняя ось 17, к этой оси присоединены агрегаты гидравлической навесной системы.

Назначение других частей рамы указано в подписи под рисунком.

Рама тракторов ДТ-75 (с № 157993) и ДТ-75М удлинена на 130 мм. Это позволило улучшить тяговые качества трактора (за счет смещения вперед его центра тяжести) и ставить на трактор вместо двигателя СМД-14 двигатель АМ-41.

Ведущая звездочка ходовой части отлита из стали и крепится на фланце вала ведущего колеса (ведомой шестерни конечной передачи) болтами и двумя установочными штифтами.

Гусеница состоит из литых стальных звеньев и пальцев. Каждое звено гусеницы имеет семь проушин под пальцы с удлиненными приливами. Середина центральной проушины с внешней стороны утолщена и представляет собой цевку, в которую упираются зубья ведущей звездочки. Приливы обращены к почве и образуют грунтозацепы. На противоположной стороне звена есть два гребня. Они придают звену жесткость и удерживают гусеницу от спадания с направляющего колеса. Плоские участки звеньев по бокам образуют в собранной гусенице дорожку, по которой при движении трактора катятся катки кареток.

Семипроушные звенья гусеницы имеют перекрытия беговых дорожек, поэтому опорные катки перекатываются без ударов даже при значительном износе шарниров. Такая конструкция гусеницы обеспечивает плавность хода трактора, что особенно важно в связи с повышением его скорости.

Гусеницу устанавливают на трактор так, чтобы зубья ведущей звездочки упирались в утолщенную цевку. Пальцы ставят головками к внешней стороне.

Каретка подвески ходовой части трактора ДТ-75:

а — каретка в сборе; б — сборный клин; в — узел осевого крепления каретки; г — установка опорных катков; 1 — внешний балансир; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — пружина (рессора); 4 — опорный каток; 5 — внутренний балансир; 6 — сборный клин; 7 — крышка; 8 — болт; 9 — гайка; 10—ось качания; 11 — втулка оси; 12 — крышка цанговой гайки; 13 — упорная шайба; 14 — сборная цанговая гайка; 15 — пробка контрольного масляного отверстия; 16 — прокладка; 17 — втулка цапфы; 18 — цапфа; 19 — заглушка; 20 —корпус уплотнения; 21 — внешняя обойма; 22 — конический клин; 23 — глухая гайка; 24 — отгибная шайба; 25 — опорная шайба; 26 — штифт; 27 — распорный болт; 28 — гайка болта; 29 — ступица опорного катка; 30 — ось катков; 31 — коническце подшипники; 32—круглое кольцо уплотнения; 33 — корпус уплотнения; 34 — малое кольцо уплотнения; 35 — двухстенный колпак; 36 — пружина уплотнения; 37 — резиновый чехол; 38 — нажимная шайба; 39 — шпонка; 40 — гайка оси катка; 41 — уплотнительные резиновые кольца; 42 — регулировочные прокладки; 43 — стопорное кольцо

Каретка ходовой части тракторов имеет два литых пустотелых стальных балансира: внешний 1 (рис.) с верхней чашкой под пружину 3 и внутренний 5 с такой же чашкой или штырем, на который надевается пружина. Балансиры шарнирно соединены между собой осью 10, вставленной в стальные закаленные втулки 11. Шарнирное соединение балансиров защищено крышками 7, напрессованными на концы втулок. Крышки прижаты к торцам втулок стяжным болтом 8, пропущенным через пустотелую ось качания.

Ось качания 10 неподвижно закреплена в приливе внутренного балансира сборным клином 6, имеющим форму разрезной втулки с лыской по всей ее длине. Этой лыской клин прижимается к лыске оси 10. Внутреннее отверстие втулки коническое. В конус втулки входит конический клин 22 с резьбовым хвостовиком. При затяжке глухой гайки 23 клин 22 разжимает разрезную втулку 11, плотно прижимая ее к оси 10. Штифт 26 удерживает клин 22 от поворачивания при затяжке гайки. После затяжки гайки 23 нужно ударом по ней молотка осадить клин до плотного прилегания опорной шайбы 25 к балансиру.

Внешний балансир 1 центральным отверстием с запрессованными в него стальными закаленными втулками 17 свободно насажен на цапфу 18 поперечного бруса рамы. От смещения с цапфы каретка удерживается кольцевой упорной шайбой 13, прижатой к торцу цапфы цанговой гайкой 14. Детали цангового крепления показаны на рис. в.
Цанговая гайка 14 на резьбовом хвостовике имеет сквозную прорезь и внутреннее конусное отверстие, куда входит конусная головка распорного болта 27.

После установки на цапфу упорной шайбы 13 цанговую гайку с вставленным в нее болтом 27 завертывают в цапфу до отказа. Затем гайкой 28 затягивают болт 27, конусная часть которого распирает хвостовик цанговой гайки, не допуская ее самоотвертывания.

Шарнирное соединение каретки с цапфой (как и все подшипники ходовой части трактора) смазывается автотракторным маслом. Его заливают через отверстие во внешнем балансире до уровня контрольного отверстия, закрытого пробкой 15. Уплотнения, предохраняющие от вытекания масла, показаны на рисунке.

Литые стальные опорные катки 4 кареток закреплены на осях 30 шпонками 39 и гайками 40. Подшипники осей регулируют прокладками 42.

Путь свежего масла, нагнетаемого из наконечника А маслонагнетателя к подшипникам оси катков, и отработавшего масла, вытесняемого из полости подшипников, показан на рис. г.

Чтобы масло не вытекало наружу, на ступицу катков надето специальное уплотнение. Оно состоит из двух плотно пригнанных друг к другу стальных цементированных и полированных колец 32 и 34. Кольцо 32 вставлено в корпус 33, уплотнено в нем резиновым кольцом и не вращается. Кольцо 34 вращается вместе с катком и прижато к кольцу 32 пружиной 36, заложенной в резиновый чехол 37. Защитный колпак 35 предохраняет уплотнение от попадания пыли и грязи.

Уплотнение от вытекания масла в остальных узлах ходовой части устроено так же, как и катков кареток.

Направляющее колесо и поддерживающий ролик ходовой части трактора ДТ-75:

а — направляющее колесо; б — натяжной механизм; в — схема действия амортизатора механизма натяжения; г — поддерживающий ролик; 1 — направляющее колесо; 2 — коленчатая ось; 3 — козырек; 4 — опера коленчатой оси; 5 — масленка; 6 — упорная шайба; 7 — прокладки; 8 — стопорное кольцо; 9 — уплотнительное резиновое кольцо; 10 — внутренний подшипник; 11 — дистанционная втулка; 12 — наружный подшипник; 13 — замковая шайба; 14 — упорная шайба подшипника; 15 — гайка; 16 — крышка; 17 — коническая пробка; 18 — шпонка; 19 — ушко; 20 — палец; 21 — передний кронштейн; 22 — внутренняя пружина; 23 — наружная пружина; 24 — стяжной болт; 25 — задний упор; 26 — гайка натяжения пружины; 27 — контргайка; 28 — регулировочная гайка; 29 — упорное яблоко; 30 — упорный кронштейн рамы; 31 — кронштейн поддерживающего ролика; 32 — ось ролика; 33 — двустенный колпак; 34 — корпус уплотнения; 35 — резиновый бандаж; 36 — ступица ролика; 37 — роликовый подшипник; 38 — стопорное кольцо; 39 — шариковый подшипник; 40 — щиток

Устройство направляющего колеса показано на рис. а. Оно вращается в двух конических роликовых подшипниках, надетых на цапфу коленчатой оси 2. Подшипники регулируют гайкой 15. Коленчатая ось может поворачиваться в двух втулках, запрессованных в опоре рамы. Втулки смазывают солидолом через масленку опоры.

Механизм натяжения гусеницы кривошипного типа состоит из ушка 19 (рисунок б), переднего кронштейна 21, стяжного болта 24, упорного яблока 29 с регулировочной гайкой 28 и упорного кронштейна 30 рамы. Пружины 22 и 23, надетые на стяжной болт, предохраняют гусеничную цепь от перегрузок, возникающих в случаях попадания постороннего предмета на внутренние беговые дорожки гусеницы или при наскакивании вершины зуба звездочки на цевку звена. Кроме того, пружины смягчают толчки, возникающие при соприкосновении натяжного колеса с препятствием, как показано на рис. 153, в.

Поддерживающий ролик (рис. г) свободно вращается на двух подшипниках: наружном — шариковом и внутреннем— роликовом цилиндрическом. Оба подшипника надеты на ось 32, которая вместе с кронштейном прикреплена болтами к раме трактора. Чугунная ступица 36 ролика имеет снаружи фигурные упорные бурты, а внутри — расточки под подшипники. На ободы, до упора в бурты, надеты сменные резиновые бандажи 35, зажатые на ступице корпусом уплотнения 34 (со щитком 40 у переднего ролика) и крышкой 16 с отверстием для заливки масла в полость подшипников.

Резиновые бандажи способствуют уменьшению скольжения гусеницы при перекатывании по роликам, снижают шум от перекатывания и ударную нагрузку на детали ролика. До установки бандажей поддерживающие ролики имели ободья, отлитые заодно со ступицей.

У трактора ДТ-75М ходовая часть имеет такую же конструкцию, как у трактора ДТ-75 последних выпусков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector