Stroy-dvorik.ru

Дачный сезон
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый русский трактор

Советские трактора

Среди всего многообразия спецтехники, используемой для выполнения сельскохозработ, трактора СССР пользуются заслуженной популярностью, что обусловлено их неприхотливостью в обслуживании и адаптации к местным условиям эксплуатации. Производство различной тракторной техники для СССР являлось приоритетным направлением, что привело к появлению множества моделей.

Советская тракторная промышленность

Мирный советский трактор позволял выполнять множество задач и значительно увеличивал эффективность работы колхозов, что делало его одним из важнейших элементов хозяйственной деятельности. Несмотря на скромные мощностные показатели, характерные для большинства моделей, они были способны значительно повысить производительность, помочь в выполнении трудоемких работ.

Первые модели тракторов СССР начали производиться с 1923 года, представляли собой универсальные машины, предназначенные для решения широкого спектра задач. Появление подобной техники стало одной из причин успехов государства в экономике на протяжении первых лет его существования, поскольку народное хозяйство на тот момент было в упадке. К числу основных работ, которые выполнялись с применением подобного рода агрегатов, целесообразно отнести:

  • вспашку полей;
  • буксировку грузов, особенно на лесозаготовительных предприятиях;
  • прокладку дорог, возведение домов и других конструкций;
  • работы в коммунальной сфере.

Ранние модели представляли собой отечественные аналоги зарубежных наработок, чаще всего американской тракторной техники. Инженеры нередко вносили в конструкцию устройств различные изменения, влияющие на рабочие показатели трактора.

Тракторные заводы

История тракторов в СССР тесно связана с предприятиями, на которых они выпускались, поскольку для большинства из них производство такой техники стало приоритетным направлением деятельности. Идея создания предприятий, специализирующихся на производстве исключительно тракторов принадлежит Ф.Э. Дзержинскому. Она нашла поддержку со стороны правительства, что привело к появлению множества недорогих и надежных агрегатов, которые были приспособлены к сложным условиям эксплуатации.

Крупнейшие предприятия-изготовители располагались в следующих городах:

Эти заводы были крупнейшими, однако на территории страны было расположено и множество других предприятий, например, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ташкенте и прочих городах.

Колесные модели

К числу наиболее популярных и востребованных моделей советской техники данного типа относятся колесные устройства. Они отличаются быстрой скоростью движения, позволяющей технике самостоятельно добираться до места проведения работ. Подобные устройства универсальны, подходят для выполнения большинства задач.

Коломенец-1

Первый трактор в СССР — Коломенец, производство которого стартовало в 1923 году и продолжалось на протяжении 6 лет. Данная модель представляет собой точную копию популярного американского трактора Могул, однако некоторые узлы, имевшиеся в оригинале, отсутствовали.

Это позволило добиться большей скорости передвижения, что было особенно важно при необходимости передвигаться на внушительные расстояния. К числу характерных особенностей Коломенца целесообразно отнести рамный остов, а также силовой агрегат мощностью 25 л.с. Он работал по двухтактному принципу и имел 1 цилиндр.

Запорожец

Другим старым трактором, выпускавшимся во времена СССР, является Запорожец. Его изготовитель — концерн Красный Прогресс — начал серийное производство модели, практически одновременно с Коломенцем. Новый агрегат отличался небольшой массой, а также доступная стоимость, что было обусловлено использованием в конструкции бюджетных материалов.

Следует упомянуть, что силовой агрегат этого транспортного средства работал на сырой нефти. В отличии от большинства аналогов, модель является трехколесной, что делает её конструкцию нестандартной и запоминающейся.

Карлик

Создателем другого популярного советского трактора Карлика был изобретатель Я. В. Мамин. Он разработал сразу две новые модели — Гном и Карлик, которые отличались от многочисленных зарубежных аналогов небольшим весом, а также высокой маневренностью, позволяющей им осуществлять работы даже в стесненных условиях.

Характерной особенностью этого трактора является достаточная тяговая сила, подходящая для выполнения большинства задач, а простота в сборке и ремонте сделала его невероятно распространенным.

Фордзон-Путиловец

Другим ярким представителем тракторной техники СССР является Путиловец, выпущенный в 1922 году. Он был сконструирован на базе американского аналога — Фордзона, однако его устройство было адаптировано для отечественных условий эксплуатации.

За счет внесенных изменений инженерам удалось создать эффективную и перспективную модель, которая стала основой для большинства агрегатов колесного типа. Изделие было оборудовано 4 колесами, 2 из которых являются ведущими, а также двигателем с 4-мя цилиндрами, мощность которого достигала 20 л.с.

Универсал

Несколько позднее на заводе в Санкт-Петербурге был налажен массовый выпуск тракторов серии «Универсал», которые отличались от всех прочих аналогов повышенной мощностью. Было выпущено сразу несколько модификаций, каждая из которых была предназначена для решения конкретных задач. У-1 использовалась для обработки культур с высоким стеблем, У-2 для низких, а У-3 применялась для обработки земли между рядов. Для уборки хлопка конструкторы специально разработали другую модификацию У-4, что сделало модель универсальной. В дальнейшем производство трактора расширили, он стал выпускаться не только в Петербурге, но и во Владимире.

Настоящим прорывом для тракторостроения в СССР стал Т-150, который значительно превосходил по мощности и скорости движения все существующие аналоги. Его мощность достигала 170 л.с., а дорожный просвет составлял 40 см, что позволяло ему без труда передвигаться по бездорожью.

Гусеничные модели

Вскоре после массового распространения подобной техники ученые сфокусировались на исследовании эффективности различных моделей. В результате было принято решение о том, что изделия на базе гусениц значительно мощнее, эффективнее и надежнее. Это привело к разработке сразу нескольких популярных моделей, в результате чего гусеничные трактора СССР начали повсеместно выпускаться.

Коммунар

Первой моделью стал Коммунар, который был разработан и произведен на Харьковском заводе. Выпуск начался с 1924 года и продолжался 7 лет. Изделие обладает массой 8,5 т, а его двигатель мощностью 50 л.с. Трактор способен развивать скорость до 7 км/ч, повсеместно применялся не только для сельскохозяйственных работ, но и для перевозки орудий во время Второй Мировой войны.

Более современной моделью, которая была разработана в 50-х, является дизельный трактор Д-54. Он выпускался сразу на нескольких концернах, применялся для решения наиболее трудозатратных задач. Отличается высокой мощностью, простой и надежной конструкцией, сделавшей его невероятно популярным.

Наибольшее распространение получил Д-75, который считается одной из самых массовых моделей. Его производство стартовало с 1973 года, а первые экземпляры комплектовались силовыми агрегатами, мощность которых достигала 75 л.с. Помимо основной модели, было выпущено несколько модификаций, которые были адаптированы для работы в неблагоприятных климатических условиях.

Конструкция устройства предполагала возможность использования широкого спектра навесного оборудования, которое позволяло значительно расширить сферу применения устройства. Подобная техника получила настолько широкое распространение, что помимо велосипедов, для детей выпускались нестандартные игрушки, например, педальный трактор.

Заключение

Тракторная промышленность СССР на момент создания страны не имела производственных мощностей и типовых конструкций, однако за последующие годы стране удалось разработать множество популярных моделей. В их основе выступали зарубежные аналоги, однако в конструкцию вносились существенные изменения, что делает старые советские трактора самостоятельными моделями.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Стамбул вс. Константинополь Общеизвестно, что древняя столица Османской империи и ныне.

2 гвоздики товарищу Сталину. Акция №20 Сегодня прошло возложение цветов к могиле товарища Сталина.

На смерть язова. Прекрасное в комментах У Екслера на пост о кончине Язова https://www.ex.

Когда плюют на могилы героев. Польская газета заявила, будто немцы и не собирались разрушать.

Скончался Майор Вихрь: разведчик Алексей Ботян. Ему было 103 года *** Легендарный разведчик, Г.

Рубрики

  • Казаки против вермахта (9)
  • Красная Армия в Европе в 1945 году (7)
  • «»В борьбе обретешь ты право свое» (5)
  • Велотуризм и велосипедисты в России. Начало. (4)
  • Великая Отечественная: Деятели культуры на фронте (2)
  • Катынь (31)
  • Крепостничество в России (6)
  • Мои скитанья 2010 (2)

Видео

Ссылки

Новости

Фотоальбом

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Первый трактор Российской Империи

Четверг, 04 Апреля 2013 г. 17:15 + в цитатник

«Я русский мужик, думал и делал для России».

27 марта 1878 года русский крестьянин Ф. А. Блинов подал заявку на получение патента на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рейками» (первый в мире гусеничный трактор).

ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД — ИЗОБРЕТЕНИЕ СТОЛЬ ЖЕ ВЕЛИКОЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ, КАК И КОЛЕСО. НО ЕСЛИ ИМЯ СОЗДАТЕЛЯ КОЛЕСА ЗАТЕРЯНО В ГЛУБИНЕ ВЕКОВ, ТО ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ГУСЕНИЦЫ, ОТ КОТОРОЙ ПОШЛИ ТРАКТОРЫ, ТАНКИ, ИЗВЕСТЕН.

Читать еще:  Коробка передач на тракторе мтз 82

ЭТО РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН ФЕДОР АБРАМОВИЧ БЛИНОВ.

Родился Блинов в 1827 году в селе Никольском, Вольского уезда. Саратовской губернии. Родители были крепостными. Обычное крестьянское детство того времени — работа с малых лет, барщина на помещика. С техникой впервые познакомился, работая с отцом в кузнице. Едва овладев грамотой, стал много читать. Попадались книги и по «механическому делу». Тогда-то и возник его интерес к технике, желание познакомиться с ней на практике. Где в то время проще всего мог реализовать это желание крестьянский парень из приволжской деревни? Конечно же на Волге, по которой ходят красавцы пароходы — чудеса техники!

Получив у помещика «вольную», Блинов отправляется на Волгу. На пароход удалось устроиться не сразу — сначала работал грузчиком, бурлаком. В конце концов поступил на пароход «Геркулес», на котором служил почти четверть века- кочегаром, помощником машиниста, машинистом. По всему волжскому пароходству он слыл опытным механиком, способным не только отремонтировать оборудование, но и улучшить любую машину, изготовить сложную деталь. Однажды в разгар навигации на «Геркулесе» лопнул гребной вал, приводившийся от двух паровых машин и вращавший водяные колеса. Изготовление и замена вала влекли за собой большой простой и, соответственно, убытки для хозяина. Мастера, к которым обратился владелец парохода купец Мешков, отказались ремонтировать вал. Все считали, что нужен новый. Тогда Блинов предложил неожиданное решение — разрезать вал на две части, чтобы паровые машины раздельно приводили гребные колеса. Это значительно ускорило ремонт и улучшило маневренность — «Геркулес» мог свободно поворачиваться даже на месте, выключая одну из машин.

Блинова приглашают для консультаций, стараются переманить на другие пароходы, суля повышенное жалованье. Но он вообще бросает работу. В начале 1877 года, скопив кой-какие деньги, Блинов возвращается в родное Никольское. Он решил заняться свободной творческой деятельностью — мечтает построить «самоход», который облегчил бы крестьянский труд на пахоте и во всякого рода перевозках.

Сначала он изобретает в 1877 году «вагон» на гусеничном ходу. Он напоминал железнодорожный вагон с деревянным кузовом и рамой. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колес. «Бесконечные рельсы» «вагона» представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звездочки. В передней части опорной рамы было укреплено поворотное дышло для пароконной упряжки. «Вагон» имел тормозное устройство типа «горного упора», которое использовалось при движении под уклон. По существу, это был первый гусеничный прицеп.

При всей кажущейся простоте «цепеобразного устройства» Блинова оно содержало все элементы современного гусеничного движителя, и, несмотря на столетний прогресс конструкторской мысли, предложенный Блиновым принцип остался неизменным по сей день.

Разработав проект «вагона», Блинов обращается к различным предпринимателям с просьбой оказать содействие в его постройке. Все отказывают. Приходится рассчитывать на самого себя. Чтобы иметь какие-то свободные средства на изобретательство, Блинов ведет большие работы по ремонту и усовершенствованию сельскохозяйственной техники, создает новые конструкции машин. В частности, он придумал одноцилиндровый пожарный насос — более производительный и надежный, чем тогдашний двухцилиндровый.

К слову сказать, у Блинова было ценнейшее для изобретателя качество — все, что он придумывал, он мог сам и сделать, выполнял литейные, токарные, слесарные, столярные работы. Если ему говорили, что ту или иную деталь нельзя изготовить, он немедленно засучивал рукава и доказывал обратное.

В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошел с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Федору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам. »

В начале 1880 года Федор Абрамович переезжает а уездный город Вольск, где устраивается механиком на цементный завод с условием, что ему предоставят возможность построить «вагон». Одновременно он занимается устройством городского водопровода и по заказам купцов проектирует быстроходные речные буксиры . Летом 1880 года «вагон» построен, и Блинов испытывает его на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности. Испытания подтвердили работоспособность и показали преимущества гусеничного хода по сравнению с колесным. В пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей.

Затем последовали официальные испытания, о которых «Саратовский листок» писал 8 января 1881 года: «Вольск, 3 января (от нашего корреспондента). Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, нагруженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Осенью 1881 года Блинов переезжает в город Балаково Саратовской губернии, неподалеку от Вольска. Там он организует ремонтные мастерские и приступает к строительству «самохода» — трактора на гусеничном ходу. Одновременно выполняет многочисленные заказы по ремонту и изготовлению сельскохозяйственного инвентаря. Но дела по строительству «самохода» идут медленно: не хватает денег, квалифицированных рабочих, оборудования. В 1887 году Блинов арендует небольшой чугунолитейный завод «Благословление», на котором налаживает широкий выпуск пожарных насосов, чтобы решить финансовые проблемы. В 1888 году первый образец «самохода» был изготовлен. Он имел устройство, аналогичное «вагону», но вместо пароконной упряжки был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 10-12 лошадиных сил при 40 оборотах в минуту. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины.

Машина развивала скорость до трех верст в час и имела тяговое усилие 1100-1200 килограммов. Этого было достаточно для работы с несколькими плугами.

Строился «самоход» долго, за это время отдельные его узлы неоднократно были опробованы. Но Блинов настолько ответственно относился к своей работе, что, когда машина была уже полностью готова, еще месяц испытывал ее во всевозможных условиях, никому не показывая. Только когда сам был совершенно уверен во всем, представил свое детище людям. Не просто демонстрировал, но и объяснял конструкцию, рассказывал о преимуществах механической тяги в сельском хозяйстве.

Свой «самоход» Блинов дважды выставлял на русских промышленных выставках. В 1889 году он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове. Изобретатель был награжден серебряной медалью (такую же награду получила одна помещичья экономия за мочала и рогожи), но тем все и ограничилось. В 1896 году улучшенная конструкция «самохода» демонстрировалась на Нижегородской промышленной и художественной выставке. Блинов возлагал на нее большие надежды, рассчитывая, что «самоход» получит официальное признание. Демонстрируя его многочисленным посетителям выставки, он называл его «паровозом для грунтовых дорог» , подчеркивал важность для сельского хозяйства. Однако и на сей раз никакой пользы для реализации изобретения не было. Блинов получил на выставке серебряную медаль. за пожарный насос и похвальную грамоту за «самоход».

— Не поняли меня купцы,- сказал после выставки Блинов своему помощнику Я. Мамину. — А ты доживешь, увидишь, какое значение будут иметь «самоходы» для русских людей.

Иностранцы поняли лучше. Там же, на выставке, Блинов получил предложение одной немецкой фирмы продать «самоход» за хорошие деньги Предполагалось организовать широкий выпуск.

Читать еще:  Трактор нью холланд т8040 технические характеристики

Федор Абрамович, испытывавший к тому времени серьезные денежные затруднения, предложение тем не менее не принял, мотивировав свое решение, по словам дочери Устиньи Федоровны, так: «Я русский мужик, думал и делал для России».

Несмотря на ухудшение здоровья, Блинов продолжал совершенствовать свой трактор. Много работал над тем, чтобы заменить котел двигателем внутреннего сгорания.

Умер Блинов в 1902 году. Он намного опередил иностранную технику того времени, заложив основы тракторостроения.

Колесные и гусеничные трактора СССР

Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.

Советские колесные трактора

В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.

Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.

Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:

  • вспашки полей;
  • буксировки тяжеловесных грузов на лесопильных предприятиях;
  • на строительстве дорог и зданий;
  • в коммунальном хозяйстве.

Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.

Коломенец 1

Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.

Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.

Запорожец

В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.

Карлик

В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.

Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.

Фордзон-Путиловец

В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.

Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.

Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:

  • более легкого веса;
  • маневренности;
  • экономии на материалах изготовления;
  • более высокой скорости перевижения.

Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.

Универсал

В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:

  1. «У-1» — для обработки высококостебельных пропашных культур.
  2. «У-2» — для низкостебельных.
  3. «У-3» — для междурядной обработки.
  4. «У-4» — для уборки хлопка.

Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.

Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.

Технические характеристики трактора:

  • мощность — 170 л. с.;
  • скорость оборотов коленвала — 2100 в минуту;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 м;
  • дорожный просвет — 400 мм;
  • тяговое усилие — 6000 кгс.

Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.

Гусеничные трактора СССР

Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.

В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.

В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:

  • более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
  • снижен риск пробуксовывания;
  • более высокие тяговые характеристики.

В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.

Техника данного вида представлена следующими моделями.

Коммунар

Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:

Технические характеристики трактора Коммунар:

  • масса — 8,5 т;
  • мощность — 50 л. с.;
  • максимальная скорость — 7 км/ч;
  • коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).

В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.

Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.

Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР

Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.

Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.

Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.

Читать еще:  Борона для минитрактора

«Русский Форд» Яков Мамин изобрел первый советский колесный трактор

В историю Яков Мамин вошел как создатель в 1906 году двигателя «русский дизель». Это был первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на тяжелом топливе (нефть). На его базе в 1910 году он создал свой «Карлик» — будущий знаменитый «Русский трактор».

Ровно 80 лет назад, 28 февраля 1938 года, вышло постановление СНК СССР «О производстве газогенераторных автомобилей, тракторов и других транспортных машин». Согласно этому документу в 1938 году в Челябинске должны были собрать 1200 газогенераторных тракторов. А история их создания связана с именем незаслуженно забытого русского инженера Якова Мамина.

Все, кто сегодня входит в здание Южно-Уральского аграрного университета (бывшего ЧИМЭСХ), видит на фронтоне мемориальную доску, на которой написано, что здесь с 1938 по 1955 год работал пионер советского тракторостроения Яков Васильевич Мамин. А еще есть в Челябинске в Тракторозаводском (в каком же еще!) районе улица, носящая сегодня имя Мамина.

От кастрюль до трактора

Родился будущий изобретатель в 1874 году в крестьянской семье, в Балакове, который тогда еще был селом. После окончания приходской школы поступил на работу к кустарю-лудильщику. Способный мальчишка быстро освоил ремесло и уже вскоре ловко чинил чайники и кастрюли.

И вот счастливый случай: он знакомится Федором Блиновым, известным в Поволжье изобретателем «вагона с бесконечными рельсами», как называли в то время первый гусеничный трактор с паровым двигателем. В 14 лет Яков поступает слесарем на завод Блинова «Благословение», что в то время считалось весьма престижным.
Первым изобретением талантливого паренька стал двухлемешный плуг. За него он получил малую серебряную медаль на выставке в Саратове. В том же году на свет появился «пожарный насос Мамина», за который автор получил медаль и приз в 300 рублей на выставке в Пензе.

Машины увлекали Якова с головой. Но он прекрасно понимал, что чем глубже проникает в тайны их механизмов, тем больше обнаруживает нехватку знаний. А потому ночами неистово занимался самообразованием.

В старой кузнице Яков открыл собственную слесарно-механическую мастерскую и нанял кузнеца и молотобойца. В 1899 году в Балакове выросли цеха Чугунолитейного механического завода братьев Якова, Ивана Маминых, в которых трудилось почти полсотни рабочих.

Из его стен выходил знаменитый «Русский дизель», на основе которого стали выпускать первые локомобили, предшественники колесных тракторов. Они пользовались большим спросом на молотьбе и при орошении.

Яков Мамин одним из первых в России стал применять передовые методы труда. На своем заводе ввел 10-часовой рабочий день, что по тем временам было неслыханной роскошью для рабочих. Создал комиссию по разбору конфликтов, разработал систему поощрения сдельного труда, отменил штрафы и даже предоставлял рабочим неоплачиваемые отпуска на полевые работы. Удивлял всех российских промышленников и тем, что впервые взял на завод врача.

Двигатели балаковских промышленников экспонировались на десятках российских выставок, на которых получили шесть серебряных медалей. В его активе были золотые медали на международных промышленных выставках в Брюсселе, Милане, Париже, а в Лондоне он получил высшую награду — золотой Гран-при «За изящество конструкции».

Когда двигатели Мамина получили всеобщее признание, к нему на завод стали приезжать на практику студенты из Москвы и Санкт-Петербурга.

Однажды, увидев тяжелый и чадящий английский трактор, Яков Мамин решил, что нам нужен трактор очень простой. Такой, которым бы русский мужик мог сам управлять, без механика. И чтобы был надежным, сильным и легким, пыли не боялся, и по мосту мог проехать, и в луже не застрять. Первые опытные образцы двух «Русских тракторов» были готовы к концу 1912 года. По существу, они были первыми в мире прототипами тракторов с дизельными четырехтактными двигателями. Между прочим, в Америке такие трактора появились лишь многие годы спустя. Но вмешалась война. После 1914 года завод Маминых был передан военному ведомству, и на нем стали выпускать тракторные станки для изготовления шомпольных гранат и мин.

На прием к Ленину

В 1916 году он приступил к испытаниям 30-сильного трактора. Но вскоре они прервались революционными событиями. Однако вопрос изготовления тракторов интересовал и представителей зарождающегося государства.

В 1918 году Мамин был вызван в Москву к самому Ленину. Оказалось, что специалисты комиссии по тракторостроению разыскали в архивах министерства отчеты об испытаниях осенью 1913 года «Русского трактора». После беседы с председателем совнаркома советское правительство выделило 100 тысяч рублей в золотой валюте и поручило Мамину закупить за границей станки и необходимое оборудование для строившегося в волжском городе Марксштадте (ныне Маркс) тракторного завода «Возрождение». С этой миссией он отправляется в Германию и Швецию.

Мамин выполнил задание Ленина.

Так Балаковский завод «Возрождение», техническим руководителем которого был Яков Мамин, стал первым советским предприятием, приступившим к выпуску первых советских тракторов, заново сконструированных самим Маминым и названных «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте трактора.

Каждый день из стен «Возрождения» выходили пять «Карликов». Столько же выпускалось ежедневно двигателей «Русский дизель».

От наркомзема поступил срочный заказ: выпустить к 1 апреля 1922 года первые 20 машин. Срок выпуска первых машин приближался, но, несмотря на поддержку Москвы, самарский совнархоз лишил Мамина должности и даже не допустил к заводу, а самая ценная часть оборудования бесследно исчезла.

Через некоторое время Якову Васильевичу передали роковое сообщение: есть мнение, что Мамин в последние годы, оказывается, строил трактор для частного сектора, то есть кулацкий…

На этом судьба «Русского трактора» обрывается. Не состоялась и карьера «русского Форда», как называли Мамина. При всех своих технических и экономических выгодах «Карлик» не попал в МТС и не вышел на колхозные поля. Яков Васильевич тяжело перенес душевную травму и долго не мог смириться с поражением.

Однако продолжал заниматься двигателями.

Мамин в Челябинске

В 1937 году Яков Мамин ушел на пенсию. Сыновья давно звали его в Челябинск. Оба работали на ЧТЗ: Николай — начальник отдела планирования подготовки производства, Владимир руководил экспериментальным конструкторским бюро по газогенераторным тракторам. Это именно он создал газогенераторную модификацию «Сталинца» — СГ-65. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 этих тракторов. В самое тяжелое для страны время трактора с генераторами, работавшими на влажных чурках, позволяли сэкономить ценное жидкое топливо. Сегодня модель этого легендарного трактора с причудливыми башенками можно увидеть в музее ЧТЗ.

И для Мамина начался челябинский период жизни. Работал в КБ ЧТЗ. Его принимают научным сотрудником лаборатории на кафедре «Трактора и машины» ЧИМЭСХ. И здесь он продолжает совершенствовать свой двухтактный двигатель. А еще он изобрел уникальный механизм, который назвал «работомер». Прибор давал возможность фотографировать весь рабочий день трактора. Такое наблюдение не могло не побуждать тракториста работать лучше. Но, увы, прибор оказался потерян.

И вот что еще любопытно. Из-за бюрократических формальностей руководству ЧИМЭСХ приходилось идти на хитрости. Дело в том, что в автобиографии знаменитого изобретателя значилось… «низшее» образование, а потому, чтобы дотянуть до нужной зарплаты, его зачисляли то механиком, то старшим лаборантом…

Ветераны вуза вспоминали, что в войну Яков Васильевич отказывался от поощрений за работу, а многим аспирантам бескорыстно помогал в исследовательских экспериментах, сам подсказывал оригинальные идеи. А потом на подсказках этого бескорыстного человека без высшего образования его коллеги защищали диссертации и печатали труды.

В 1955 году Яков Мамин ушел из жизни в возрасте 81 года и похоронен на Митрофановском кладбище.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector