Трактор для работы в лесу
Izhanit-Pickup › Блог › Трактор КТ-12 — первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР
Сельское хозяйство было далеко не единственной отраслью экономики СССР, нуждавшейся в восстановлении после Великой Отечественной войны. Самых активных преобразований требовала лесотехническая промышленность. Многие операции делались по старинке, вручную или примитивными орудиями, что значительно ограничивало объемы производства. В послевоенные же годы потребность в древесине возросла чрезвычайно.
Создание трактора КТ-12 стало одним из первых и очень важных этапов в механизации заготовки леса. Это был первый в мире трактор, предназначенный специально для выполнения трелевки — перевозки древесины от лесосек на погрузочную площадку. Его разработка заняла меньше года, но при этом в конструкции было воплощено множество принципиально новых инженерных решений. Вместе с тем трактор имел немало существенных недостатков, поэтому выпускался всего восемь лет, после чего уступил место более совершенным моделям.
После Великой Отечественной войны правительство взяло курс на восстановление разрушенной экономики ударными темпами. Народное хозяйство должно было не просто выйти на прежний, довоенный, уровень, но и многократно превзойти его.
Трактор КТ-12 для лесорубов
Лесотехническая промышленность была одной из наиболее активно развивавшихся отраслей. Настолько активно, что в жертву ей были принесены заповедники, большинство которых закрыли в 1951 году.
В то же время и проблем в этой отрасли было немало. Определенные сложности, в частности, представляла трелевка — доставка поваленных деревьев на погрузочную площадку. Эта, нехитрая на первый взгляд, операция была в действительности довольно трудоемка, так как древесину приходилось везти непосредственно через лес.
Специализированных тракторов для трелевки тогда не существовало. Лес волокли сельскохозяйственными тракторами общего назначения, оснащая их лебедками и стальными канатами. Этот способ перевозки был крайне неэффективен и существенно тормозил лесозаготовки.
В 1945-1948 годах началась разработка специализированного трелевочного трактора. Чтобы обеспечить лучшую проходимость, пачки деревьев и хлыстов решили частично располагать на самой машине. Таким образом они меньше цеплялись за неровную землю, что позволяло трактору развивать большую скорость.
Разработка специализированной трелевочной машины проходила в несколько этапов. Первый вариант был предложен конструкторским бюро Министерства лесной промышленности в 1945 году, второй — НИИ механизации и электрификации в 1946 году. Конструкцию трактора КТ-12 разработали совместно инженеры Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина и ученые Лесотехнической академии во главе с С. Ф. Орловым.
Первый опытный образец этой конструкции увидел свет также в 1946 году. Всего год спустя, в ноябре 1947-го, уже были собраны первые десять машин, однако серийный выпуск начался только в январе 1949 года.
Первая партия тракторов отправилась на Север, причем часть из них — своим ходом. Преодолев без особых затруднений 230 км, новые машины уже этим подтвердили высокие технические характеристики. Хорошо зарекомендовали они себя и в работе, значительно повысив эффективность трелевки.
Применение КТ-12 решило и еще одну проблему лесозаготовок: погрузку древесины на автотранспорт. Если раньше для этого использовали стационарные лебедки или специальные погрузчики, то теперь эту функцию мог выполнять и сам трактор, что позволило несколько удешевить производство. КТ-12 привлек внимание и военных инженеров. Он обладал высокой проходимостью и хорошими массогабаритными показателями, что позволяло использовать его не только для перевозки леса, но и для буксировки поврежденных машин.
Первый в мире
КТ-12 был первым специализированным трелевочным трактором не только в СССР, но и во всем мире. Хотя на его разработку ушел всего год, в его конструкции были применены многие новшества. Ходовая часть КТ-12 была разработана на основе аналогичного блока от трофейного немецкого тягача «Штайр». Основными особенностями ее конструкции были катки большого диаметра и балансирная подвеска, что позволяло увеличивать дорожный просвет и приподнимать подшипниковые узлы катков от поверхности грунта.
Кроме того, у КТ-12 был сильно увеличен угол наклона ветвей гусеницы. Благодаря этому трактор легче преодолевал различные препятствия: ямы, кочки и т.п. КТ-12 мог без особого труда проехать там, где сельскохозяйственные тракторы увязали. Все вместе это значительно увеличивало проходимость, что особенно важно при работе в лесу.
Изменения коснулись не только ходовой части. Поскольку на самой машине должна была устанавливаться лебедка, а также располагаться часть груза, чтобы освободить место, кабину пришлось перенести в переднюю часть. Ее установили прямо над двигателем. Эта вынужденная мера имела положительные последствия. КТ-12 по сравнению с другими моделями имел значительно меньшую «мертвую зону» — пространство перед трактором, которое не просматривается из кабины. Это значительно облегчило управление машиной.
Трудная адаптация
Модель КТ-12 на Кировском заводе выпускали всего несколько месяцев. Вскоре серийное производство этого трактора передали Минскому тракторному заводу. Переход проходил со скрипом. Только недавно начавший выпускать тракторы КД-35 Минский завод должен был в кратчайшие сроки освоить принципиально новую модель, не имевшую ничего общего с сельскохозяйственными машинами.
Необходимы были новые цеха, в частности трелевочный, новые инструменты и оборудование. Кроме того, в документации, полученной от Кировского завода, был целый ряд неувязок и неточностей. Для их исправления создавались специальные конструкторские бюро: по трактору, по газовому двигателю и газогенераторной установке.
По сути, всю технологическую и конструкторскую документацию пришлось разрабатывать заново. Потребовался и специальный отряд испытателей, работавших в лесных условиях. Сотрудники МТЗ работали не покладая рук и не считаясь со временем. Несмотря на трудности, 15 августа 1951 года, точно в установленный срок, с конвейера сошла первая партия КТ-12 белорусского производства.
Минские усовершенствования для КТ-12
Новые конструкторские мощности МТЗ не простаивали и после этого важного события. Освоив производство КТ-12, минские инженеры принялись за усовершенствование этого трактора. Модель, выпускавшаяся на Кировском заводе всего несколько месяцев, была во многом еще опытной и обладала существенными недостатками. Всего за 3 года инженеры МТЗ внесли в конструкцию КТ-12 49 изменений.
Главным образом они касались увеличения его надежности и срока эксплуатации трактора. Новая модификация получила марку КТ-12А. Однако модернизация на этом не закончилась. Трактор по-прежнему страдал серьезными недостатками. Наиболее существенным из них было неудачное устройство газогенераторной установки. Газопровод КТ-12 имел изгибы, в которых скапливался конденсат, замерзавший при минусовых температурах. Это значительно усложняло работу трактора, особенно в условиях Севера.
Щит погрузочного устройства КТ-12 был непрочным и нередко выходил из строя. Это касалось и многих других деталей. Трактор имел смещенный центр тяжести, из-за чего мог периодически «вставать на дыбы». Кроме того, трактор не умел трелевать деревья с необрубленными кронами.
В дальнейшем конструкторы МТЗ установили на КТ-12А более совершенный газовый двигатель ГД-30, увеличили длину рамы трактора и изменили компоновку узлов. Этих улучшений оказалось недостаточно. Трактор по-прежнему имел обыкновение вздыбливаться, а его мощность уже не соответствовала требованиям времени. Именно поэтому вскоре КТ-12А сменил разработанный на его основе ТДТ-40, оснащенный дизельным двигателем и обладавший гораздо лучшими характеристиками.
⚠ Друзья поддерживаем лайками и репостами! ↪
Работа в лесу трактористом
Работа в лесу трактористом — одна из самых ответственных, тяжелых и уважаемых профессий лесоруба.
С самого раннего детства я привык видеть отца и его коллег-механизаторов на тракторах-пропашниках – «казахстанах», «почтальонах», завсегдатых ДТ-75-ках. Еще не поступив в школу начальных классов, зачастую катался с отцом на посевной и даже в ночь, за кормами (стогами сена) отправлялись зимой, прицепив волокуши, и возвращались затемно. Было интересно! Было детство…
А вот когда я увидел «котик» моему удивлению, изумлению не было предела. Конечно, это тоже было в детстве, но это был для нас, пацанов, «редкий зверь», одиночка, который стоял особняком в строю пропашников. Мы, школьники ни разу не видели трелёвочник в работе. Разумеется, в лес нас не брали, и нам приходилось лишь догадываться, как он работает и то, только по объяснениям взрослых.
Но пришло время, и трактор ТДТ-55 показал себя во всей красе – все свои возможности, достоинства и недостатки.
Ниже я привожу свой текст с прежней версии блога Лесоруб.
Работа в лесу трактористом
В прежние времена, когда с механизацией было туго, лес в делянках трелевали с помощью лошадей: распускали хлысты на сортимент еще на волоках и по «ледянкам», привязав к лошади, таскали на погрузочные площадки. Но постепенно животных заменили машины – точнее трактора, для лесозаготовок была создана специализированная техника, оснащенная лебедочным механизмом с многочисленными крючками захвата хлыстов (чокерами) либо безчокерный механизм («самбист»). Специализированная техника для заготовки леса отличалась мощностью двигателя, усиленной трансмиссией и ходовой частью. Учитывались при разработке данной техники и условия лесозаготовок.
Существуют и недостатки в механизации. Определенный рельеф, условия грунта и почвы ограничивают применение трактора. Ко всему прочему следует учитывать и энергозатраты, при передвижении рабочего трактора.
Разберем кратко работу в лесу трактористом. «Танкист» на ТДТ-55 – специальность, которая требует в первую очередь отличного знания материальной части машины и специального навыка вождения и управления трактором. Опытный тракторист способен оперативно сформировать пачку хлыстов на свою технику, не повредить подрост на прилегающих к волоку пасеках, грамотно разработать под штабельные места на эстакаде, выровнять пачки для разкряжевки (разделки хлыстов), если применяется заготовка леса сортиментом. Доставка сваленных деревьев на погрузочную площадку – основная задача тракториста!
Тракторист на ТДТ-55 имеет и некоторые преимущества в своей работе. Другие работники леса в бригаде, находятся в процессе работы под открытым небом и передвигаются по земле, в отличие от тракториста. Лесозаготовка происходит практически на протяжении всего календарного года, за исключением 1-2 месяцев. Осенний и зимний периоды особенно отличаются осложненными погодными условиями: продолжительными дождями и снегопадами. Трудовые дни бригады происходят в сырых условиях, спецодежда и обувь намокает и требует периодической сушки. Тракторист менее подвержен «таким испытаниям», как говорится «сухо и комфортно»! Физическая нагрузка также значительно меньше, чем у других участников бригады.
Однако работа в лесу трактористом имеет и свои минусы! При отсутствии на производстве ремонтного цеха и отсутствии в штате специального слесаря-ремонтника или моториста, трактористу приходится выполнять ремонт техники самому, за исключением серьезных поломок. Особенно ремонт усложняется в условиях зимнего периода, когда ремонт производится в лесу под открытым небом без объектов отопления. Горюче-смазочные излишки на некоторых деталях трактора пропитывают спецодежду и кожу работника и тракторист постоянно «наделен специфическим ароматом». Помимо всего, тракторист обязан быть излишне внимателен в течение рабочего дня, управляя трактором, так как при несоблюдении техники безопасности способен причинить серьезные травмы другим работникам бригады.
Обзор 5 лесных модификаций тракторов МТЗ и лесозаготовительной техники
Лесозаготовительная техника – комплекс машин и агрегатов, используемых при заготовке, трелевке и транспортировке леса, а также при удалении сучьев и разделении заготовленной древесины на сортаменты, измельчении отходов производства и удалении пней срубленных деревьев.
Лесозаготовки – один из наиболее трудоемких видов производственной деятельности, связанный с опасностью для жизни человека и к надежности техники, используемой при заготовке леса, предъявляются самые высокие требования.
Виды лесозаготовительных машин
В зависимости от характера выполняемых операций лесозаготовительные механизмы и агрегаты разделяют на три основные вида:
- Форвардеры – самоходная техника для заготовки, сбора и транспортировки леса до складских площадок или дорог с возможностью его транспортировки. В состав форвардерных механизированных комплексов входят манипулятор для погрузки заготовленного леса и платформа для транспортировки древесины. Работающие в условиях бездорожья агрегаты этого вида отличаются высокой проходимостью и мощностью.
- Харвестеры – многофункциональные самоходные комплексы для валки леса и его первичной обработки непосредственно на лесосеке. Основными операциями, выполняемыми этими агрегатами, являются спил деревьев, их очистка от сучьев и разделение бревен на заготовки необходимого размера. Основной рабочий орган харвестерных машин – рабочая головка, оснащенная механизмами захвата, валки и обработки стволов деревьев.
- Лесовозы – имеющие П-образную конструкцию грузовой платформы транспортные механизмы, применяемые для транспортировки заготовленной древесины в места ее переработки.
Производство многофункциональных лесозаготовительных комплексов на протяжении многих лет является одним из успешных направлений деятельности мирового лидера тракторостроения – торгового бренда BELARUS.
Линейка моделей лесозаготовительной техники МТЗ-Холдинга
В состав актуального на начало 2016 года модельного ряда лесозаготовительных комплексов производства МТЗ входят:
- Тракторные трелевщики ТТР-401М, ТТР-411 и ТТР-411.1;
- Лесопогрузочные транспортные агрегаты МПТ-461.1, МЛ-131, МЛПТ-344, МПТ-471;
- Харвестер МЛХ-1046;
- Лесохозяйственные тракторы Л82.2, Л1221 и Л1221.1.
Белорусское предприятие также осуществляет выпуск контейнерного полуприцепа ПК-12, устройство для лесотранспортного прицепа BELARUS ОПЛ.М, трелевочного оборудования ПТ-50 и лесохозяйственного уборочного оборудования ОУЛ-24.
Трелевочный трактор BELARUS ТТР-401М
Основным направление использования разработанного на базе МТЗ-82.2 трелевочного комплекса ТТР-401М является сбор и складирование сортиментов заготовленной древесины, а также хлыстов и деревьев при санитарных лесных вырубках.
Производимая входящим в состав МТЗ-Холдинга «Мозырским машиностроительным заводом» модель оснащена 81 сильным четырехтактным двигателем серии Д-243, рассчитанным на потребление дизельного горючего.
Снабженный механическим ступенчатым трансмиссионным блоком полноприводный агрегат двигается в 16 диапазонах скоростей вперед и в 4 задом, развивая максимальную транспортировочную скорость до 20 км в час.
Оснащенный передним ведущим мостом с зафиксированной балкой, усиленными колесами и днищем, а также металлическими защитными ограждениями рабочего места оператора трактор выполняет трелевочные работы по перемещению древесины на расстояние 150 метров с производительностью 5 куб. метров в час.
Впереди машины установлен толкатель шириной 1,75 метра с предельной высотой подъема 1,225 метра.
В состав трелевочного оборудования модели входят:
- трелевочное приспособление, рассчитанное на работу с пятью цепными чокерами;
- приводимая в действие задним устройством отбора мощности трактора однобарабанная лебедка с 12 миллиметровым тросом длиной 50 метров с диапазоном скорости навивки каната от 0,5 до 1,2 метра в секунду.
Эксплуатационно-технические характеристики ТТР-401М | |
Предельная рабочая скорость (км. в час) | 8 |
Устройство отбора мощности | задний двухскоростной ВОМ со скоростью вращения 540 и 1000 оборотов в минуту |
Размеры (ДхШхВ в метрах) | 5,450х2,150х2,950 |
Эксплуатационный вес (тонн) | 4,980 |
Трелевочные комплексы ТТР-411 и ТТР-411.1
Более мощные модели трелевочных комплексов, оснащенные 130 сильными четырехтактными рассчитанными на использование дизельного горючего силовыми агрегатами серии Д-260.2 и 260.2С с системой турбонаддува.
Эксплуатационно-технические характеристики ТТР-411/411.1 | ||
Модельный индекс | ТТР-411 | ТТР-411.1 |
Мощность двигателя (л.с) | 130 | 130 |
Передние/задние передачи | 16/8 | 16/8 |
Предельная транспортная/ рабочая скорость (км в час) | 30/8 | 30/8 |
Размеры (ДхШхВ в метрах) | 5,970х2,462х3,006 | 6,380х2,710х3,005 |
Толкатель | ||
Ширина (м) | 1,8 | 2,092 |
Высота подъема (м) | 1,2 | 1,195 |
Заглубление (м) | 0,2 | 0,53 |
Трелевочное устройство | ||
Тип лебедки | Работающий от заднего ВОМ TAJFUN EGV 60 | Работающее от заднего ВОМ |
Длина/диаметр каната (м/мм) | 110/12 | 140/12 |
Число цепных чокеров | 4 | 4 |
Объем трелюемой пачки (куб. метры) | 5 | 5 |
Харвестер МЛХ-1046
Механизированный комплекс МЛХ-1046 – компактный агрегат производства «Мозырского машиностроительного завода», предназначенный для валки леса и проведения санитарных вырубок.
Компактный и легкий комплекс во время работы не повреждает растущий лес и корневую систему деревьев.
Агрегат смонтирован на шарнирно-сочлененном основании с перемещающимися горизонтально и вертикально полурамами. В передней части машины размещены манипулятор Foresteri 671H, трансмиссионный блок и кабина оператора. На задней полураме смонтированы силовая установка, обеспечивающие работу гидравлики насосы и баки для горючего и масла.
Пятидесятиградусный угол поворота шарнира и точно повторяющие траекторию движения переднего моста задние колеса позволяют агрегату без проблем передвигаться в лесных зарослях и приближаться на минимальное расстояние к спиливаемым деревьям.
Оснащенная трехшланговой гидравликой и шиной CAN с быстросъемными соединителями головка Keto-55 спиливает стволы деревьев диаметром до 0,37 метра, очищает их от сучьев и производит раскряжевку заготовленной древесины на сортименты необходимых размеров.
Невысоко расположенный манипулятор не закрывает обзор оператору и позволяет производить валку стволов, расположенных на расстоянии до 7,13 метра от агрегата.
Эксплуатационно-технические характеристики МЛХ-1046 | |
Мощность силовой установки (л.с.) | 100 |
Размеры (ДхШхВ в метрах) | 4,900х2,300х3,100 |
Первый диапазон скорости (км в час) | 0-4 |
Второй диапазон скорости (км в час) | 0-19 |
Эксплуатационный вес (тонн) | 10 |
Лесной погрузочно-транспортный комплекс МПТ-471
Транспортно-погрузочная машина МПТ-471 – наиболее мощная из используемых для транспортировки леса моделей производства МТЗ-Холдинг.
В состав предназначенного для сбора и транспортировки заготовленной древесины комплекса вошли оснащенный 130 сильным двигателем серии Д-260.2 лесохозяйственный BELARUS Л1221-02 и многофункциональный десятитонный полуприцеп ПМ-10.
Адаптированная к условиям климата постсоветских стран машина используется на лесосеках и делянках с высотой пней до 0,4 метра.
Работа в лесу трактористом
Работа в лесу трактористом — одна из самых ответственных, тяжелых и уважаемых профессий лесоруба.
С самого раннего детства я привык видеть отца и его коллег-механизаторов на тракторах-пропашниках – «казахстанах», «почтальонах», завсегдатых ДТ-75-ках. Еще не поступив в школу начальных классов, зачастую катался с отцом на посевной и даже в ночь, за кормами (стогами сена) отправлялись зимой, прицепив волокуши, и возвращались затемно. Было интересно! Было детство…
А вот когда я увидел «котик» моему удивлению, изумлению не было предела. Конечно, это тоже было в детстве, но это был для нас, пацанов, «редкий зверь», одиночка, который стоял особняком в строю пропашников. Мы, школьники ни разу не видели трелёвочник в работе. Разумеется, в лес нас не брали, и нам приходилось лишь догадываться, как он работает и то, только по объяснениям взрослых.
Но пришло время, и трактор ТДТ-55 показал себя во всей красе – все свои возможности, достоинства и недостатки.
Ниже я привожу свой текст с прежней версии блога Лесоруб.
Работа в лесу трактористом
В прежние времена, когда с механизацией было туго, лес в делянках трелевали с помощью лошадей: распускали хлысты на сортимент еще на волоках и по «ледянкам», привязав к лошади, таскали на погрузочные площадки. Но постепенно животных заменили машины – точнее трактора, для лесозаготовок была создана специализированная техника, оснащенная лебедочным механизмом с многочисленными крючками захвата хлыстов (чокерами) либо безчокерный механизм («самбист»). Специализированная техника для заготовки леса отличалась мощностью двигателя, усиленной трансмиссией и ходовой частью. Учитывались при разработке данной техники и условия лесозаготовок.
Существуют и недостатки в механизации. Определенный рельеф, условия грунта и почвы ограничивают применение трактора. Ко всему прочему следует учитывать и энергозатраты, при передвижении рабочего трактора.
Разберем кратко работу в лесу трактористом. «Танкист» на ТДТ-55 – специальность, которая требует в первую очередь отличного знания материальной части машины и специального навыка вождения и управления трактором. Опытный тракторист способен оперативно сформировать пачку хлыстов на свою технику, не повредить подрост на прилегающих к волоку пасеках, грамотно разработать под штабельные места на эстакаде, выровнять пачки для разкряжевки (разделки хлыстов), если применяется заготовка леса сортиментом. Доставка сваленных деревьев на погрузочную площадку – основная задача тракториста!
Тракторист на ТДТ-55 имеет и некоторые преимущества в своей работе. Другие работники леса в бригаде, находятся в процессе работы под открытым небом и передвигаются по земле, в отличие от тракториста. Лесозаготовка происходит практически на протяжении всего календарного года, за исключением 1-2 месяцев. Осенний и зимний периоды особенно отличаются осложненными погодными условиями: продолжительными дождями и снегопадами. Трудовые дни бригады происходят в сырых условиях, спецодежда и обувь намокает и требует периодической сушки. Тракторист менее подвержен «таким испытаниям», как говорится «сухо и комфортно»! Физическая нагрузка также значительно меньше, чем у других участников бригады.
Однако работа в лесу трактористом имеет и свои минусы! При отсутствии на производстве ремонтного цеха и отсутствии в штате специального слесаря-ремонтника или моториста, трактористу приходится выполнять ремонт техники самому, за исключением серьезных поломок. Особенно ремонт усложняется в условиях зимнего периода, когда ремонт производится в лесу под открытым небом без объектов отопления. Горюче-смазочные излишки на некоторых деталях трактора пропитывают спецодежду и кожу работника и тракторист постоянно «наделен специфическим ароматом». Помимо всего, тракторист обязан быть излишне внимателен в течение рабочего дня, управляя трактором, так как при несоблюдении техники безопасности способен причинить серьезные травмы другим работникам бригады.